спрашивает: кристина (Воронеж)
мои родители всегда, с раннего детства упрекали меня в том, что они тратят деньги на меня. сколько денег было потрачено, то, сколько денег теперь не хватает на что-либо в семье после покупки чего-либо мне.
у нас проблемы с финансами в семье, мы всегда жили не слишком богато. много чего хотелось, что было например у других детей, но мне всегда приходилось откладывать свои хотелки в сторону, ведь "у нас нет денег на эту чепуху, не умрешь без этой игрушки и тд". мне всегда было обидно, с самого детства завидую другим во многом, хочу, чтобы у меня было то же, что и у других. у меня банально нет своей комнаты, она общая, хоть и сплю в ней одна, но хочется как у многих, чтобы было свое личное пространство, разве это что-то из раздела заоблачных желаний? я не могу привести своих друзей домой, так как у нас плохой ремонт дома из-за вечной нехватки денег, поэтому я хочу побыстрее съехать отсюда для учебы, хотела сделать это в 9 классе, но мне не разрешили уйти только потому что у нас нет денег на обучение. это так грустно, не понимаю, почему я виновата в том, что у них не хватает средств на обеспечение двоих детей (меня и моего брата) и мне нужно говорить, что у нас нет денег на что-либо. мне никогда не давали денег на карманные расходы, как другим подросткам(теперь), у меня всегда возникает удивление, когда кто-то может позволить потратить себе на простую футболку около 2 тысяч или даже больше.. у меня одна цель в жизни - найти высокооплачиваемую работу, неважно какую, мне в любом случае не попасть на желаемую, так как пойти учиться на ту, что я хочу, у нас нет денег и у меня нет художественного образования(из-за невозможности платить за обучение), что является обязательным в подходящем мне колледже. мне иногда обидно, что они отпустили моего брата с 9 класса учиться на то, что он выбрал сам и активно платили за него(внезапно появлялись деньги), а мне нельзя даже этого. сейчас у них проблема с покупкой машины, не хватает денег и конечно же их берут с отложенных мне на учебу, я очень расстроена, что возможно они совсем оставят меня после 18 лет дома и заставят пойти работать лишь бы куда-нибудь, ведь у нас не будет хватать денег учиться где-то вне нашего города и на то, что было бы хорошем выбором. я устала от того, что меня обвиняют в тех или иных ситуациях, связанных с деньгами, устала от того, что мне отказывают в покупке банальных вещей. на меня ругаются, когда я болею, ведь на лекарства и прочие вещи уходит много денег, но все же их покупают не без недовольства. я очень устала от этого, я не могу из-за стыда сказать об этой проблеме никому из знакомы, ведь никто из них не страдает от недостатка финансов.

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Кристина, у вас уже есть ребенок!
Вам не кажется, что уже стоит начать взрослеть и отвечать за свои поступки.
Будьте благодарны родителям≤ хотя бы за то, что они хоть в таком виде вас поддерживают.
Вам не нравится быть зависимой финансово, думайте и ищите пути, исходя из своих знаний и возможностей, как исправить эту ситуацию.
Психолог
Здравствуйте, Кристина!Родительское послание «денег нет» может нести совершенно разные смыслы. Как ни странно, к самим деньгам это может не иметь вовсе никакого отношения. Когда ребенок слышит «обойдешься», он понимает, что он не ценный. А значит, не любимый.
Одно из возможных объяснений — в семье не умеют правильно отказывать. Родителям сложно сказать «нет» дочке на ее просьбу купить куклу или юбку, выдержать ее обиду или злость по этому поводу. И тогда в ход идут «неубиваемые» внешние аргументы: «нет денег», «нет времени».
Нет ничего плохого в умении ограничивать себя и экономить деньги. Плохо, что в голове живет послание «деньги важнее тебя». Вырастая, такие дети могут либо все время откладывать, либо постоянно терять деньги, либо тратить их на других, например на детей или бизнес. Без помощи специалиста велик риск прожить жизнь, считая себя «не ценным», жить в вечных запретах на удовольствия и в обиде на родителей за это.
Предлагаю свои услуги.
Психолог
Здравствуйте, Кристина!
Это очень неприятно, когда укоряют в том, на что ты не  в состоянии как-то влиять. В данном случае, это финансы семьи. Но у вас всегда есть выбор изменить свою ситуацию. И для этого есть множество способов!
Если вы серьезно задумываетесь о своем будущем, то уже сейчас приобретайте необходимые знания и навыки. Читайте литературу на эту тему, изучайте, ищите подходящее учебное заведение, где можно поступить на бюджет, не ожидая родительских денег. А для этого да, нужно приложить усилия и много работать над собой и своей целью. И по другому получить желаемое не получится!
Даже если у ваших родителей появятся деньги на вашу мечту, но вы сами не будете стараться, прилагать усилия, из этой затеи ничего не выйдет. Скоро вы разочаруетесь и скажете, что это слишком трудно!
И еще...не надо во всем полагаться на родителей и ждать от них денег. Заработайте сами! Работать можно (с разрешения родителей) с 14 лет. Хотя бы во время каникул. И все, кто чего-либо добился в этой жизни именно так и начинали! Своим трудом, никого не обвиняя и ничего не требуя.
Просто возьмите и сделайте! Сами! Помогите родителям, путь они гордятся вами!
Тогда не придеться сидеть и обижаться! Некогда будет! Да и авторитет среди ваших товарищей резко возрастет и близкие уважать будут!
Удачи вам!
Психолог
Кристина, здравствуй. Если позволишь, буду на ты.
Очень тебя понимаю, поэтому захотелось откликнуться.
Я бы порекомендовала начать с книги "Пёс по имени Мани". Ты её читала? Мне кажется, она должна быть тебе полезной.
Ещё книга "Богатый папа, бедный папа".
Начни хотя бы  с них, дальше всё в твоих руках. Я в тебя верю!