спрашивает: Дмитрий (Москва)
Здравствуйте. Такая ситуация, есть друг с которым мы давно общаемся, ему всегда были присущи нарцистические черты характера, спорить с ним бесполезно, он считает себя всегда правым, а если начинаешь доказывать ему что-то аргументировано, молниеносно переключается на другую тему, и, почти всегда негативную, на которой он начинает выплескивать злость. Все разговоры начинаются с местоимения "Я". В последнее время, из-за того, что он со многими переругался, его стало оооочень много, буквально заваливает в течении дня сообщениями, звонками, большая часть из которых имеет негативный окрас или постоянное нытьё как всё плохо и что все вокруг виноваты. Как будто ему крайне необходима моя энергия. Подозреваю, что это НРЛ, он любит устраивать эмоциональные качели и когда я уже начинаются злиться в ответ, моментально настроение меняется на противоположное и общение переходит на пол дня/день почти без негативного окраса с его стороны. Но это ненадолго, а дальше всё опять по новой. Но я конечно не специалист, утверждать не могу. Так вот, пробовал очертить с ним какие-то границы, объяснить, что меня это выбивает из коллеи, что не надо столько писать и звонить(в ответ он может заявить что мы созваниеваемся и так редко, раз в неделю, даже скрин журнала звонков ничего не меняет, он просто не замечает того, что ему неудобно). В общем, поскольку никакие другие методы не работают, я решил отбить желание общения с его стороны, т.е. чтобы он сам прекратил общение. Конечно, можно и более кардинально, но это будет серьезная нервотрепка. Так вот, частично сработала тактика при которой я его зеркалю, просто так же не замечаю его самовосхваления, а в ответ, лишь рассказываю о себе, точнее о своих успехах, что я развиваюсь и.т.д., или обесцениваю вопросом - "а зачем всё это? Это особо не имеет смысла". Если он пытается это обесценить, действую по его тактике, только с небольшим изменением - перевожу тему на другую, косвенно связанную со мной и опять же больше рассказываю о себе, как бы я поступил, что другие в этом вопросе поступают неправильно и.т.д. но без негатива. Это ставит его в ступор, и он сам перестает писать мне на время, но потом опять начинаются новые попытки раскачать эмоциональные качели. Подскажите, такая тактика приведет, в конечном итоге, к желаемому результату или нужен другой подход?

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Дмитрий. "чтобы он сам прекратил общение", или обесцениваю вопросом - "а зачем всё это? Это особо не имеет смысла". Если он пытается это обесценить, действую по его тактике, только с небольшим изменением - перевожу тему на другую, косвенно связанную со мной и опять же больше рассказываю о себе, как бы я поступил, что другие в этом вопросе поступают неправильно и.т.д. но без негатива."- да, это рабочий механизм.
Пока он не найдет себе "новую жертву", он будет проверять вас и ваши границы. Поэтому, если решили прекратить общение, не уходите с выбранного ути.
Психолог
Здравствуйте Дмитрий! Не общайтесь с такими людьми, они сделают Вас больным. Не одна тактика не поможет, так как желание изменить других  всегда приводит к конфлиу.
Омар Хайям.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть,
И лучше одному, чем вместе с кем попало.
Психолог
Здравствуйте, Дмитрий!
Предлагаю свои услуги.
Психолог
Здравствуйте, Дмитрий!
Вы много рассказали о нем, но не сказали, чего хотите вы? Прекратить общение или сократить?
Если прекратить, значит так и сказать и не общаться.
Если сократить, так же, просто не отвечать и не брать трубку, если звонит. Блокировать на время. Вежливо сказав, что сейчас занят или просто нет нежелания общаться. Просто сказать и сделать соответствующее действие.
Какие бы тактики вы не применяли, человека вы не измените. А вот ограничить общение можно буквально.
А во всем остальном да, нельзя позволять себя обесценивать и нарушать ваши границы. Ели он не хочет поговорить об этом откровенно, значит просто отдвигаем и все!
Удачи вам!
Психолог
Дмитрий, когда вам не нравится что-то, вы человека предупреждаете о последствиях и ведёте себя последовательно.
Например: вы говорите, будешь ныть в сообщениях, я тебя заблокирую. Он ноет- вы блокируете.
Все остальное игры.
Вы ведь считаете себя умнее, когда применяете различные методы и способы и наблюдаете за его поведением. Получается Ставите себя выше него. Разве вы не в этом же своего друга обвиняете?
Психолог
Здравствуйте, Дмитрий!
Не ставьте диагнозы. Это Ваш друг, как Вы сам об этом говорите. Если Вам что-то не нравится в общении - прекратите общение вежливо. Если это друг - он все поймет. Вежливо сказать другу всегда найдется что, например, извини, занят. .
С уважением,
Психолог
Здравствуйте, Дмитрий!
Из Вашего письма я поняла что прекращать общение с другом Вы не хотите, а лишь хотите изменить тактику. Обычно наш фокус внимания направлен на внешний мир, но мы невнимательно относимся к тому, что происходит внутри нас. Здесь я бы посоветовала Вам сместить фокус на то, что чувствую при этом Я и для чего мне нужно такое общение. Если мы научиться отслеживать и замечать свои эмоции, мы можем безошибочно определять наши зоны роста. В Вашем случае зона роста — определить почему я терплю отношения с таким человеком и какую свою потребность я не удовлетворяю и не замечаю. Возможно, Вы запрещаете себе выражать свою злость открыто, либо считаете что говорить о себе и  выражать свое мнение неприлично. Когда Вы осознаете свои потребности, то подобные люди из Вашей жизни сами исчезнут. Если хотите разобраться с данной проблемой, пишите мне — первая консультация бесплатно.
Психолог
Здравтвуйте, Дмитрий!
Не очень понятно, что Вы хотите от взаимоотношений с Вашим другом? Вообще прекратить с ним взаимоотношения, уменьшить количество звонков и сообщений или изменить качество этих взаимоотношения. Изменить Вашего друга Вы навряд  ли сможете. Подумайте что вы могли бы для себя сделать или как повлиять на это? Попробуйте понять что с вами происходит когда Ваш друг звонит и требует вашего внимания (какие мысли, чувства при этом)? Что Вы можете сделать, например не отвечать на сообщения или не брать трубку если у вас сейчас нет на это времени и желания. Звонить самому когда Вам это удобно. Представьте, что  взаимоотношения это два человека держат веревочку, когда один человек натягивает веревку в свою сторону, то другой по разному может на это реагировать, может тоже начать тянуть в свою сторону, может последовать за веревкой, а может вообще ее отпустить. Т.е. Вы так же можете влиять на эти взаимоотношения или их прекратить если они Вам  не нужны. Главное понять что Вы можете влиять на них и это Ваш выбор продолжить их или прекратить. Т.к. у Вас возможно много чувств, с одной стороны можете злиться на друга, чувствуя, например, что он вас использует в своих интересах, злитесь на себя что позволяете быть использованным, с другой сторны хочется поддержать старого друга, с которым уже давно дружите и от которого все отвернулись. Если приняли решение что для Вас важнее поддержать друга, то это уже ваше решение и относитесь это не как, что он меня использует, а то что это мое решение, я так решил что мне важно поддержать его и уважать себя за такое решение, а не злиться на себя что позволяю собой манипулировать. Или наоборот, у меня нет сейчас времени и сил выслушивать его нытье и я принимаю решение в пользу себя и прекращаю эти взаимотношения.
Психолог
Дмитрий, добрый день! Вы знаете, что человек частично отражает свою суть в других людях. И не будь у Вас этих же качеств - Вы бы вряд-ли дружили друг с другом. Возможно, есть смысл присмотреться к себе...Вариант с ним не общаться видимо Вам не очень подходит, и Вы пытаетесь научиться  с ним взаимодействовать. Скорее всего, Вам это необходимо. Есть подсознательная тяга к познанию себя через других. Но подход Ваш очень интересен - Вы явно не хотите сдаваться)) Иначе я не вижу проблем просто отказатья от общения.
Вы можете не воволекаться в его жизнь - не давать эмоций на его рассказы, не проявлять заинтересованность, не искать с ним встреч и крайне редко отвечать на его звонки и смс...Нарциссам нужны зрители - если перестанете включаться в его жизнь, ему придется найти нового поклонника ))