спрашивает: Ольга Андреевна (Москва)
Добрый день, уважаемые психологи!
Сын пошел в первый класс и уже перешел во второй (система 1-3). Очень ответственно относится к учебе. К тому же программа сложная. Учится на 4 и 5. По всем предметам во втором триместре вышли пятерки, кроме русского - не хватило 0,08 балла до 5. Иии ему не дают грамоту…
Ему было оочень обидно. Классный руководитель пожимает плечами.
А мне кажется, что это было жестоко и непедагогично..
Я ребенку объяснила, что эти грамоты никакого отношения к нему как к личности не имеют, что системы оценки несовершенны и ориентироваться на них нельзя. И что хорошие оценки никогда не становились гарантом счастливой удачной жизни.
Я хочу, чтобы сын рос счастливым и психически и физически здоровым, а не закомплексованным отличником (по себе знаю, каково это). Но я же не могу ему сказать, мол, забей, учись на тройки и будет тебе счастье? Как правильно с ним поговорить? Что бы вы посоветовали?
Буду признательна за ответ.
Ольга Андреевна

Ответы и советы психологов
Психолог, аналитически ориентированный психолог, экзистенциальный психолог
Добрый день, Ольга Андреевна! Признать его чувства. Признать их нормальность и вместе с ним пережить их.
Вы все правильно описали - грамоты и успешность в жизни, а тем более, будет ли человек себя чувствовать счастливым, мало связаны друг с другом, порой наоборот - страх получить оценку пониже приводит к неврозам. Но чего мне не хватило в Вашем рассказе - это признания, что он может чувствовать по поводу грамоты (как и любого вообще события) то, что он чувствует. Он расстроился. Это уже есть. И важно побыть с ним в этом, например, сказав, "вижу, ты расстроился". Возможно, он что-то расскажет Вам про это, например, как он мечтал об этой грамоте, или что кому-то поставили пятерку незаслуженно и ему обидно и тд. Ваша задача просто дать ему об этом говорить. В нашей жизни печаль существует наряду с радостью, от этого никуда не деться, и важно уметь проживать печаль тоже. Вы можете спросить  его, например, также - Что для него означает эта грамота? А что означает, что он не получил? Он что-то расскажет Вам - это будет важно для него, и очень важно будет также то, что Вы просто слушаете. Не осуждая, не пытаясь убежать от того, о чем он будет рассказывать.
Я обратила внимание на то, что Вы написали о себе самой - что для Вас были важны оценки. Возможно, Вы и сейчас в рассказе сына о недостигнутом успехе попадаете в свою собственную историю и хочется скорее убежать от "неуспеха", бороться за что-то, что-то делать. Здесь можно порекомендовать Вам обратиться за консультацией и поддержкой к специалисту, чтобы чуть побольше разобраться с этим чувствительным местом. Вашему сыну успехов)))
Психолог
Думаю, что сын просто не верит вашим словам. Говорите вы одно, а внутри у вас тревога из за " не закомплексованным отличником (по себе знаю, каково это)."
С тоит поработать с этим несоответствием, чтобы сын чувствовал в вас уверенность.
Психолог, эмоционально-образный терапевт
Здравствуйте. Скажите ребенку, что Вы любите его такой какой он есть, без грамот и пятерок. Ведь для кого он так стремится получить эту грамоту? Чтобы сын был психически здоров необязательно говорить ему "забей, учись на тройки". Достаточно, не требовать от него учиться только пятерки)