спрашивает: Маша (Санкт-Петербург)
Здравствуйте, мне 15, я столкнулась 2 года назад с тем что мой отец начал пить, начиналось это все с посиделкам с друзьями, а закончилось алкоголизмом. Каждый раз после того как он приходил домой в этом состоянии, мы на него кричали, изливали свою душу, пытались добиться что бы он больше не пил и понял нас, разговаривали мы с ним и на трезвую голову, никаких результатов. В какой то момент он стал приходить таким чуть ли не каждый день, каждый день был покрыт ощущением страха и горичи, что он опять прийдёт такой. Я видела как он в отключке от своего состояния лежит в снегу, засыпает прямо в свою тарелку и т.д. и к моему сожалению, это обычно происходило когда моя мама была на работе и он чувствовал свободу, и с ним ругалась только я, мне тогда не мог никто помочь.
Иногда он винил во всем меня: "из-за тебя мы с твоей мамой разведемся", "ты этого добивалась?", это были моменты когда мне было до безумия больно.
В какие то моменты он начал "бросать" на недельку или 2, а когда это повторилось раз 6 то мое терпение кончилось, мне надоело ему каждый раз доверять и рушить фантазии о реальность.
С сентября месяца я решила его игнорировать, мне надоело с ним ссорится, терять свое терпение, в тот момент моя мама заставила его закодироватся. Пару недель назад он опять выпил, хоть и ему нельзя, я постоянно слышу как он говорит, что это я во всём виновата, что это он из-за моего молчания это сделал. Но самое главное это то что моя последняя капля была ещё в сентябре, я уже не могу, мне трудно находится в этом доме, нарушился сон, я хоть и спортсменка, мне стало сложно худеть и поддерживать мышцы, у меня проблемы с циклом и я никогда не болела столько много как сейчас. Я не хочу не видеть не слышать ничего о нем, мне не приятно само понимание что он дышит со мной одним воздухом, мне от его игнора не лучше, но по-другому я не могу, у меня появились проблемы с самооценкой и комплексы. Родственники говорят, что я слишком строга к нему, что это подростковое, что это ерунда, можно простить, но я не могу относится к этому проще, как же мне надоело с ними ругаться.
Я не знаю что мне делать, резко переехать я не могу, школа, но и находится в этом доме который высасывает из меня все соки тоже, я ходила к психологу, не помогло. Я запуталась, и у меня уже нет сил распутываться.

Ответы и советы психологов
Психолог
Главное понимать, что Вы действительно не виноваты в этой ситуации. Алкоголизм - это болезнь, лечит её врач-нарколог. Нужно обязательно обратиться за помощью к специалисту.
Семейный психолог
Добрый день, Маша.
Жаль, что в столь юном возрасте вам приходиться сталкиваться с такими отношениями в семье. Ваш отец взрослый человек и он сам выбирает как ему жить. Обвиняя вас он тем самым перекладывает свою ответсственность на собственного ребёнка. Он ВЗРОСЛЫЙ и САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ мужчина!!! Вам же обязательно необходима поддержка и помощь специалиста. Чтобы менее болезненно переживать происходящее. Вы должны понять, что не  в силах повлиять на другого человека. Он такой какой есть. И только он сам должен принять меры по улучшению ситуации. Но ему это не нужно, скорее всего. Примите своего отца таким, какой он есть. Примите и тот факт, что изменить его не в ваших силах.
Желаю вам пройти этот период в жизни разумно и с принятием.
Удачи вам!
Психолог, арт-терапевт
Здравствуйте, Маша! Очень сочувствую Вам, в таких условиях, что Вы описываете, жить очень тяжело.
Осталось не совсем понятным, действительно ли мама с папой хотят развестись, и каковы истинные причины если это так. Его пьянство? Или Вы - причина, как говорит отец? Ваше молчание?
Но ведь Вы не молчите, а пытаетесь остановить его пьянство.
А что думает мама по поводу возможных причин развода? На чьей она стороне, и есть ли с ее стороны сочувствие к Вам и понимание, как Вам тяжело в такой обстановке?
Хочет ли мама развестись?
Хотите ли Вы сама, чтобы родители расстались? Говорили ли об этом с мамой?
Позволяют ли Ваши отношения с мамой спокойно поговорить об этом серьезном вопросе - возможности развода? Или она не станет Вас слушать, обесценит Ваши переживания?
Есть ли другие, спокойные родственники старшего поколения, с кем можно было бы Вам искренне поговорить, спросить совета, чтобы Вас не осудили, не обесценили Ваши переживания, не передали этого разговора маме или папе?
Маша, вспомните также, пожалуйста, после каких событий 2 года назад Ваш папа стал выпивать. Что тогда происходило. Каким он был до того, как стал это делать?
Помните ли Вы его трезвым, добрым, спокойным человеком, который к Вам хорошо относился, заботился о Вас, например, когда Вы были маленькой? Играл с Вами, делал подарки? Если да, то когда и почему это прекратилось?
Возможно (но это только мои предположения), у него в то время (2 года назад) возник какой-то конфликт с мамой. Взрослый конфликт, о котором Вы, возможно, даже не знаете. И тогда папа стал пить. С горя, оттого, что запутался.
Постарайтесь вспомнить. Думаю, это поможет Вам взглянуть на папу с несколько иной стороны, возможно, снизить степень его осуждения в Ваших глазах.
Я нисколько не оправдываю его зависимость - это, действительно, тяжелая болезнь, от которой очень страдают близкие люди пьющего человека. И жить с таким пьющим человеком иногда становится невыносимо. И речь иногда идет уже о спасении от него. И тогда единственным выходом бывает - развод. Хотя женщины, жёны иногда жалеют своих пьющих мужей и долго тянут такую невыносимую жизнь.
Маша, всё это, конечно, о проблеме личного выбора в жизни. Его делаете и Вы, и мама, и папа.
У каждого он - свой. Каждый совершает его в силу своего воспитания, привычек, мировоззрения. То есть кто-то может просто не в силах сделать иной выбор в данный момент времени в данных обстоятельствах.
Каждый - живой человек, может ошибаться, не иметь достаточно силы воли (даже при большом желании, например, бросить пить). Ваш папа, возможно, тоже не имеет достаточно воли. Тем более, если у него были причины начать пить.
Вы, как подросток, находитесь сейчас в таком периоде жизни, когда рушатся авторитеты родителей. Когда Вы начинаете осознавать, что они - такие же, обычные люди, со своими ошибками, слабостями. Это тяжело признать, особенно если ранее, в детстве, они представлялись практически идеальными, были дОроги Вам.
Тем не менее, не идеален никто. Это факт, и его с болью и со временем просто придется признать, принять.
Но все мои приведенные рассуждения, Маша, имеют своей целью постараться показать Вам, что ничего не происходит просто само по себе. Всё имеет причины и следствия. Пьянство папы - тоже.
Попробуйте понять причины его поведения, тогда, 2 года назад, и сейчас. Возможно, это позволит Вам по-иному взглянуть на всю ситуацию, меньше осуждать. И от этого Вам станет немного легче. Осуждение вызывает раздражение, а оно отнимает Ваши силы.
Возможно, вместе с мамой Вам удастся поговорить с папой, когда он будет трезвым, обсудить все эти вопросы.
Но - без осуждения кого бы то ни было, а с главной целью - что дальше делать, как жить всем вам.
Поговорить не столько о том, как плохо, что папа пьет (это и так понятно всем), но именно - про возможный выход, результат, возможные пути достижения которого вы все и могли бы обсудить.