спрашивает: Оксана (Москва)
Здравствуйте, ребенок 6 лет. Устраивает истерики если нарушить его стандартные ритуалы. Например, в кинотеатре нужно обязательное досмотреть титры до конца. Вокруг уже все вышли, уборка работает в зале, а мы сидим. В итоге выволакиваем ребенка и у него истерика. Дома также. Нужно досмотреть мультфильм до самого конца титров. Ритуал чтения книги перед сном. Если вдруг мама или папа сильно устали и нет возможности почитать книгу, то будет истерика и слезы. Как поступать нам взрослым? Является ли это нормой?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Оксана!
Ребенок всегда прав - можете написать такой плакат и повесить его. Но при этом если вы видите что это усложняет жизнь ему и вам то имеет право с ним поговорить - это не сложно просто поговорите что мама и папа могут с ним поделиться своими желаниями. У него есть желания мы с радостью родители их исполним - то и ты ребенок можешь исполнятьс наши желания или просто как я бы сделала дождалась когда этот ребенок сам отойдет через собственное осознание ненужность этих ритуалов. Тут или со словами нужно подойти к этому или просто потерпеть и дать ему пройти этот вариант его развития. Одно точно - ребенок всегда прав. Если интересна эта теория - напишите мне или приходите на консультацию. Жду вас.
Психолог
Оксана, добрый день!
Прежде чем ответить на вопрос, хотела бы попросить Вас подумать, зачем нужны ритуалы в нашей жизни?
Посидеть на дорожку, переплюнуть через плечо, подержаться за пуговицу и т.д....
Наверное, для того, чтобы быть уверенным, что все будет хорошо.
Думаю, что настаивая на выполнении какого-то ритуала, ваш ребенок таким образом хочет быть уверенным, что все в порядке, есть вещи, которые постоянны, можно контролировать... Это одна из гипотез.
И хотела бы уточнить уже у вас:
когда появились у ребенка ритуалы? Что этому предшествовало?
что сейчас происходит в вашей семье? Кто живет в вашем доме/квартире?
почему именно сейчас вы стали больше обращать свое внимание на такое поведение ребенка?
Иногда бывает трудно самостоятельно посмотреть на ситуацию немного со стороны, поэтому приглашаю вас на консультацию.
С уважением, Елена