спрашивает: Елена (Москва)
Муж считает себя всегда правым, не признает ошибок. Может сказать:возможно я был неправ. Но потом случается подобная ситуация, в которой он ведёт себя аналогично, и уже оказывается, что он и не считал себя неправым на самом деле. Я считаю, что для исправления ошибок нужно их признавать, искренне. Мне самой это сложно, но я долго перевариваю свои нехорошие поступки, пытаюсь проработать, чтобы потом не повторять, не всегда получается, много конфликтов возникает, но я правда стараюсь. Муж же признавать не хочет. Прав и точка. Конечно, если разобраться, я понимаю по-человечески, почему в той или иной ситуации он поступил так как поступил, но накапливаются обиды, я больше концентрируюсь на отрицательных моментах, которые перекрывают плюсы моего мужа. Мне хотелось бы быть более легкой, не обращать внимания, если что-то не по-моему, но в то же время я ему открыто всегда говорю:то, что ты делаешь, меня обижает, мне неприятно. То есть он осознанно делает то, что меня обижает, считая, что не должен под меня и мои хотелки подстраиваться, хотя я ему раньше часто уступала (а с моим характером это тоже трудно), сейчас уступаю гораздо реже. Вот сейчас мы собираемся разводиться, но у нас маленький ребенок. И я понимаю, что в последнем конфликте формально виновата я, потому что не сдержалась, но я попыталась пойти на контакт , прощупать почву для примирения, он же меня послал. А корни проблемы уходят глубоко, здесь не хватит знаков описать всё. Мужу нужно, чтобы им постоянно восхищались, хвалили, признавали за ним первенство и правоту во всём. Изначально я даже согласна была на это, у него действительно много достоинств и руки золотые. Но когда он начал мне говорить об альтернативной истории, роли женщины в семье (зависимой от мужа, но при этом самодостаточной и зарабатывающей наравне с мужем, потому что он не готов был строить отношения с женщиной без высшего образования , с небольшим заработком), а потом вообще увлекся мужским движением (сейчас это яростно отвергает и говорит, что такого никогда не было, хотя при мне постоянно смотрел видео в ютубе на эту тему и соглашался, что так и есть), то конечно я начала спорить, смириться с его картиной мира я не могла, ведь мы познакомились уже не юными людьми, с определенным опытом за плечами, я хорошо зарабатывала, и уж точно я не готова была к роли мужской тени. Например, у мужа есть ребенок от первого брака, но сам он никогда бы не связался с разведенкой с прицепом (его фраза), потому что он не алень (определение из мужского движения). Конечно это повлияло на мое восприятие мужа, но я верила, что смогу его переубедить, мне ближе либеральные взгляды на жизнь, равноправие, а уж если мужчина кичится своим мужским началом, то пусть и женщину обеспечивает, но так он не хочет. Муж жил в своей семье обожаемым единственным ребенком. Бабушка всю себя отдавала семье, для себя не жила, дочке своей (свекрови моей) не позволяла заниматься домашними делами, внука (мужа) обожала. Отец мужа алкоголик, часто было так, что приходил домой пьяный, мог описаться о измазать все вокруг блевотиной, а мама мужа искала рядом с ним чистое местечко , чтобы поспать (полон дом народа, других мест не было). Бабушкин второй муж сошел с ума, тоже жил с нима, громи квартиру, мазал стены фекалиями, но бабушка терпела, так как жеваться было некуда, а в психушку деда не забирали. Вот такие терпящие женщины. Мать развелась с отцом, когда мужу было 16 лет, не выдержала, хотя муж считает, что могла бы еще и побороться за отца (сейчас утверждает, что так никогда не говорил, хотя это было на волне увлечения мужским движением). Свекровь сына превозносит, но они тоже постоянно спорят до таких криков, что мне иногда хочется забиться в угол и плакать (в моей семье было много скандалов и я мужские крики вообще не переношу). Потом его мама идет с ним мириться, признает, что неправа, они обнимаются и мирятся, муж мой при этом дует губки и еще какое-то время строит из себя обиженку. И вот в нашей семье теперь повторяется такой же сценарий. Он меня часто провоцирует, я не сдерживаюсь, срываюсь, он обижается, может долго не разговаривать со мной, игнорить (еще до брака хвалился, какая у него выдержка, что мог с первой женой не разговаривать нежелями, но я тогда не обратила на это внимание за розовыми очками). В результате я иду мириться, прошу прощения, проблема остается и выстреливает опять, все чаще и чаще, все же я не мама, чтобы всем сердце отпустить ситуацию и забыть, мне хочется, чтобы мы обсудили, разобрали проблему, чтобы больше не повторять этого. Его мама считает, что я истеричка, всегда первая начинаю конфликт, что ее сын не может первый повысить голос, что они не кричат друг на друга, а просто громко разговаривают, и вообще что она всегда сама виновата в их конфликтах, поэтому и идет первая мириться. Но на моц взгляд это только материнская слепая любовь, боязнь потерять сына с таким трудным характером, ведь он и ее накажет холодностью и молчанием. Он ей что скажет, то она и будет делать, не захочет сращу, наорет, а она попросит прощения и будет делать как миленькая. Со мной такой фокус больше не проходит, у меня нет больше душевных сил терпеть. Но со стороны любой наверное скажет, что я виновата. А у мужа постоянно со стороны мамы идет подкрепление такой стратегии поведения. Пробовала работать с семейным психологом. Сначала с психологом общалась я, потом он, до третьей общей сессии не дошли, потому что муж стал как шелковый, за все попросил прощения, я подумала, что чудо свершилось, и как-то мы забили на психолога, а зря. Потому что через какое-то время муж мне между прочим заявил:ты знаешь, меня психолог не ругал, значит я во всем прав, а тебе на уступки пошел, чтобы сгладить конфликт и чтобы ты мне могз не колупала. Вот так. И ведь с ним мало кто хочет общаться, он многих людей доводит до агрессии в общении, не умеет вовремя остановиться и всегда пытается продавить свою позицию даже в простой беседе с мало знакомым человеком. И вот что я имею:маленький ребенок, муж-баран, я сама баран упрямый, свекровь, которая вроде и не лезет в нашу жизнь, но косвенно сильно влияет (периодически слышу от мужа:а мама сказала..а вот у мамы...). Даже претензии ко мне были, что ребенка кормлю по требованию и сама виновата, что устаю, надо было кормить по часам. Да много всего, меня это расстраивает, но как прийти к чему-то среднему, я не знаю, не умею, не понимаю, кск подступиться. Получается, что либо я полностью прогнусь, либо разведемся. Еще муж требует, чтобы я любила его мать, даже хотел бы, чтобы я ее мамой называла, а меня прям от одной мысди тошнит. Если бы он не настаивал, мое отношение к ней было бы лучше. Вот я не знаю, что делать. Семью зочу сохранить, но не на условиях муж, а ведь он еще на втором ребенке настаивает

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Елена! Начну с главного (для меня), рождение ребенка это решение двух супругов, и если вы не готовы к этому, то надо решить вопрос как предохраняться
Идем дальше, и свекровь, и муж они ведь всегда были такими, просто сейчас все чувствуется и видится немного иначе
От одной (двух) встреч с психологом люди не меняются. Все что человек делает во взрослом (по паспорту) возрасту, он делает потому что так научен. А научение происходит до периода 5 лет. Все, потом, если человек решил то "здесь что-то не так" происходит только коррекция с помощью специалиста или самопознания.
Вас я ни в чем не обвиняю, я просто констатирую факты. Что вы все  и до брака были такими. И если вы хотите сохранить брак, то надо в эту сторону работать. Можно только вам, если муж будет против. Скорее всего вы оба "проигрываете" историю из дества, муж из свой семьи, вы из своей. И именно это вас соединило когда-то. Это нормально
Если нет возможности (денег, времени) работать со специалистом. возьмите себе правило 20 минут
Простое правило, о котором вы сообщаете на "семейном совете". например так:"милые мои, я вас люблю, и к сожалению я немного устаю от происходящего, поэтому с этого дня каждый из нас имеет право на 20 минут тишины. Это время принадлежит только ему, эти 20 минут его никто не тревожит, с ним не разговаривают его ни о чем не просят, от него ничего не требуют. его не трогают, не пишут, не звонят...."
Понятно, 20 минут есть у каждого члена семьи, когда он может находиться внутри себя, и когда другого "мира" не существует. И конечно начните с себя, потому что "довольная жена - радость в семье"
Обязательно в это время кто-нибудь будет "вторгаться" в ваш 20 минут. Вы спокойно и молча, с улыбкой на лице показываете (например лист бумаги где написано "мои 20 минут"), и выпроваживаете пришедшего вон. Ну и конечно сами, не лезьте во время другого, вы же знате что так делать не надо
Обговорите удобное время, когда эти 20 минут будут у каждого члена семьи. Если невозможно быть дома "в одиночестве" находите ввозможность уходить на это время. Пройтись вокруг дома, даже просто постоять у подъезда, наблюдая за тем как падат снег, сколько красных машин проехало...да не важно что наблюдать, внешнее или внутреннее (что происходит с телом). Просто начните
Еще одно упражнение "экспрессивное письмо", и тоже 20 минут\Заводите таймер, берете лист бумаги и ручку, и пишите все что приходит в голову. Знаки препинания, орфография и построение предложений нам не важны. Это не дневник! Вот какие мысли/буквы в голове появляются, такие и пишите на бумаге. Материться можно
Таймер прозвенел, закончились 20 минут, бумагу разрываете на кусочки и выкидываете. Не читаем! Не осмысливаем какая чепуха получилась. Здесь важно "выплеснуть" все и забыть. А на место освобожденное пусть лягут новые светлые добрые мысли
Сил вам, пусть станет немножко легче
Психолог, семейный психолог, сексолог
Елена, вы пишите о претензиях супруга, про  "И вот что я имею:маленький ребенок, муж-баран, я сама баран упрямый"
В этом и заключается история. Когда вы перестанете быть "бараном упрямым", то и откружение не будет так протестовать и давить на вас.
Закон Ома. Чем больше напор, тем выше сопротивление.
Психолог
Здравствуйте, Елена!
Ситуация непростая! Но....как не парадоксально, думаю, что вы просто устали. Ухаживать за маленьким ребенком трудно, он отнимает много сил. И сейчас вам нужно сконцентрироваться на этом. Да, вы оказались в новой ситуации. Зависимость от мужа переносить трудно. Но сейчас, пока ребенок маленький, примите все как есть. Это не навсегда! Ситуация изменится. Муж имеет право на любое свое собственное мировоззрение! А вы на свое! И это вовсе не мешает жить долго и счастливо! И это нормально!
Возмите тайм-аут, отавьте в покое себя, мужа, свекровь....поживите в свое удовльствие! Вам можно расслабиться....получите удовольствие от материнства! А дальше, видно будет, жизнь покажет!
Радости вам, любви, тепла и взаимной заботы!