спрашивает: Алина (Москва)
Может не к месту, но вы как психологи наверно знаете, можете объяснить пожалуйста? Ребёнок рисует себя на рисунке семьи справа у самого края листа, от края его отделяет только нечто с подписью "смерть". Все остальные члены семьи на левой половине листа. Не знаю, что думать.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте. Вас беспокоит только рисунок или в поведении ребенка есть какие-то странности? Что вы можете сказать о взаимодействии с ребенком, общении, как он общается со ветреникам? Также важен возраст ребенка. Расположение своей фигуры вдали от других членов семьи может говорить о дистанциированности ребенка от семьи, одиночества, непонимании его другими, недостатка в общении, теплоте. Также может указывать на какие-то травмы, неблагоприятные события в жизни, глубинные переживания. Дети впервые столкнувшись со смертью (даже через кино, рассказы) испытывают сильное переживание страха смерти. И это нормально. Но важно уточнить, были ли какие-то сопутсвующие события и говорил ли с вами или кем-то еще ребенок о смерти.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Алина, во всех проективных тестах, помимо самого рисунка, уделяется большое внимание рассказу ребенка. Плюс возраст ребенка (который вы не указали), дает характеристику нарисованному.
Поэтому качественный анализ из написанного вами, будет только предположением, и возможно, ничего общего не имеющим в действительности.
Если у вас есть тревога по этому поводу, стоит провести это тестирование со специалистом.
Психолог
Как минимум этот рисунок обращает на себя внимание. Тут очень важна интерпретация самого ребёнка. Практически все рисунки должны быть интерпретированы их автором. Ведь то, что видим мы может координатор отличаться от того, что хотел сказать автор. Желательно, показать ребёнка очно психологу ,чтоб понять есть смысл беспокоиться или нет.
Психолог
Здравствуйте, Алина!
Важно, куда смотрит ребёнок - направо, туда, где слово "смерть" или налево, туда, где семья. Какое это нечто со словом "смерть" - какого цвета, размера, как прорисовано. Если, например, ребёнок смотрит на это нечто, а оно разноцветное, то это может быть любопытство. Если он смотрит на семью, а слово "смерть" чёрное, на чёрном объекте, то это может быть страх, тревога, боязнь смерти. Важно также, как прорисованы линии, и там, где семья, и он сам, и нечто со словом "смерть". Как написано само слово - крупным шрифтом или мелким.
Какие события происходили с ребёнком в недавнем прошлом - возможно, он чем-то болел, болеет ли он сейчас физически. Умирал ли кто-то из родственников недавно. Рассказывал ли кто-то о смерти, смотрел ли он фильмы или сказки на эту тему.
Расположение справа говорит о чувстве правоты, о нацеленности в будущее. Вообще-то, справа - это оптимистическая позиция. Возможно, он считает семью в чём-то неправой. Также имеет значение размер членов семья и его самого. Если он большой, а семья маленькая, можно предположить нарциссизм у ребёнка; если наоборот - то, может быть, родители слишком доминируют, и у ребёнка мало свободы.
Имеет значение расположение листа (лист нужно подавать наискось, чтобы ребёнок сам выбрал, горизонтально он его положит или вертикально) - если рисует на горизонтальном листе, это говорит о широте мышления, о равном отношении с окружающими; вертикальное расположение листа показывает стремление к достижениям, иерархию в голове ребёнка - кто выше, кто ниже, стремление быть "выше".
Конечно, всё это рассматривается в контексте общего психического развития ребёнка, его возраста, пола, и взаимоотношений в семье.
Психолог
Здравствуйте, Алина!
Для начала, стоит спросить у сына что это значит для него? Он как-то по своему объяснит вам свою идею. Иногда это фантазийное восприятие себя после просмотра мультика.
Если рассматривать рисунок с точки зрения арт терапии - правая сторона, это взаимодействие с внешним миром, а левая со своим внутренним миром. Поэтому для вашего ребенка члены семьи - это его внутреннии мир и он как защитник защищает вас от внешнего мира, где есть угроза смерти.
Для ребенка никакой опасности нет. Скорее этот рисунок про его смелость и отвагу.
Будьте здоровы!
Психолог
Добрый вечер Алина
Интерпретация рисунка включает в себя рассказ ребенка о том, что именно он изобразил и какими смыслами он наделяет объекты на нем. Действительно, некоторые фигуры обладают символическим значением у большинства людей, но понять контекст без объяснения самого автора корректно скорее всего не получится, а смысл может быть искажен до обратного.
Мне кажется, есть смысл в спокойной обстановке обсудить с ребенком. что он именно изобразил, что означает та или иная фигура и как они взаимодействуют друг с другом. Хорошо если это получится сделать в игровой форме и не директивно, идя за ребенком.
Также отметил, что вы не указали возраст ребенка. Это может быть важно, так как в определенные возрастные периоды исследование темы смерти является одной из текущих задач развития.
Могу предположить, что консультация с детским психологом могда бы быть в этом случае полезной. Мне показалось, что есть какое-то беспокойство о значении этого рисунка в контексте состояния ребенка.
Психолог
Добрый день, Алина.
Я, как семейный психолог, сразу хочу спросить : какое место в семье оводится ребёнку?
Достаточно ли ему уделяется времени, любви и внимания?
Конечно, сложно дать однозначный овет ввиду нехватки исходных данных. Но попробуйте сами проанализировать свою семейную ситуацию.
Есть ли у Вас ещё дети? Какие взаимоотношения между всеми членами семьи? (живущими на одной территории)
Почему ребёнок чувствует себя обособленным? Включаете ли Вы его в решение бытовых вопросов? Интересуетесь ли жизнью ребёнка?
Может ответы на эти вопросы помогут хоть частично прояснить ситуацию.
Надеюсь, что была полезна)
Буду рада совместной работе)
Психолог
Обращайтесь.