спрашивает: Софа (Москва)
Здравствуйте! Меня зовут Софа, мне 18 лет , я работаю с 14 лет, а сейчас уже третий год работаю мастером маникюра в салоне и сейчас учусь на 1 курсе в институте на психолога. Стоит учесть, что у меня очень хорошая семья, мы все дружные, всегда поддерживаем друг друга, очень любим и я считаю свою семью лучшей. моя мама психолог, думаю поэтому она с папой создала такую прекрасную семью.
но в последнее время (уже почти год и с каждым днем это все усиливается) я понимаю, что строю постоянно какие-планы, у меня есть свой дневник, где каждый день мой расписан. и он может быть расписан на месяц вперед. хотя я не такой занятой человек. я работаю по субботам и воскресеньям, остальное время учусь, но времени может хватать на все. но его никогда нет, я не могу спокойно жить, когда у меня нет никого плана, ладно, если бы он был на день или на два вперед, но не на месяц или год.. это ужасно. я постоянно в свободное время думаю о будущем, что я буду делать на зимних каникулах, уже расписала все по датам. так же с подарками, я всегда покупаю все заранее и постоянно думаю об этом. это надо купить, вот в конце январю у нее др, я уже думаю как и что сделать. мне не даёт это покоя и аж тряска внутри , что не успею накопить денег или купить что-то
я одна такая в своем окружении, мои подруги уже давно поняли, что у меня никогда нет времени. никто так план не строит как я. и когда что-то не сбывается или не получается, или я не успею что-то. у меня внутри тревога настолько, что голова начинает болеть
я почитала в интернете и говорят, что это из-за плохой семьи, но в семье у меня все отлично. я надеюсь, что вы поняли меня, очень сложно выразить мою проблему, но это удачная моя проблема, которую я не могу решить никак. не могу жить в настоящем, а виток живу в постоянной тревоге и планах. почему я не могу просто жить и не думать, что будет в конце месяца, что мне нужно сделать или куда пойти? а жить в моменте, вот пусть что будет. мне это очень мешает жить. постоянный этот невроз, я всегда думаю об этих планах, в любую свободную секунду. иногда даже уснуть не могу. также бывают такие мысли, что вот сейчас все будет хорошо, вот этот момент пройдёт и все наладится в моей голове. да, проходит определенный момент и налаживаются мои мысли, но только на пару дней, а потом все по новой. уже не могу так жить , помогите, пожалуйста

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Софа. Ваше состояние действительно похоже на невроз. Причем из описания складывается впечатление, что этот невроз вызван вашими глубинными установками и убеждениями. Многие люди не умеют жить в моменте, это проблема по всей планете беспокоить миллионы людей. Как вам кажется, ваше желание планировать все наперед связано с желанием контролировать свою жизнь? С семьей здесь могут связаны такие привычки, как "жить по расписанию", "соблюдать режим", "правильно питаться" и так далее. Никто не говорит, что они плохие или ваша семья плохая, ни в коем случае. Такие привычки порождают или необратим происходят из таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие, целеустремленность, стабильность, уверенность. И это замечательные качества, которые так необходимы многим, но не у всех они есть, люди испытывают из-за этого проблемы: с учебой, с работой, с обязанностями по дому, с детьми. Но если "перегнуть", можно разучиться или так и не научиться отдыхать, расслабляться, наслаждаться, жить в моменте, чувствовать внутреннее спокойствие и удовлетворение жизнью, потерять спонтанность. С этим можно поработать, для начала я бы уточнила, как вам кажется, в какой момент жизни вы стали все планировать и был ли период, когда вы этого не делали, жили без плана?
Психолог
Софа, Невроз не берется из ниоткуда. Несмотря на то, что вы описали спокойствие в семье и на учебе, есть стрессовые неразрешенные ситуации, которые и создают это напряжение. Стоит развести все факторы вашейжизни по векторам отдельно: семья, учеба, друзья, здоровье, финансы, и провести в них отдельный анализ. Описать что нравится, а что вызывает или вызывало беспокойство. После проведения отдельных анализов, вам будет понятны области, в которых и находится "ваш стресс", который имеет пока проявления в тревожности. С этими ситуациями и нужно будет детальнее разбираться.
Психолог
Здравствуйте, Софа!
Да, гиперконтроль доставляет массу проблем и неудобств. И первая, самая важная на мой взгляд - это невозможность наслаждаться жизнью, получать удовольствие от простых вещей в моменте здесь и сейчас. Часто за этим скрывается проблема внутренних страхов и чувства вины ( это надо диагностировать индивидуально).
Что можно сделать, чтобы облегчить состояние самостоятельно?
Для начала, перестать постоянно думать и перенести фокус внимания на свои чувства и ощущения. В "голову" мы часто сбегаем, потому что игнорируем чувства и ощущения своего тела. А именно состояния являются первичными и главными. Именно из своих внутренних состояний мы делаем выбор (мысли) и принимаем решения, которые приводят к действиям. Чем больше вы их заглушаете мыслемешалкой, тем сложнее вам будет в себе разобраться. Как же быть?
Подружитесь с телом, слушайте, что оно хочет, балуйте его! ОБЯЗАТЕЛЬНО применяйте техники заземления. Вы почувствуете себя спокойно, устойчиво, это уберет чувство нервозности и необъяснимой тревоги. Самая простая техника - покрутить стопы, колени, таз, затем руки, плечи, голову. Сесть, почувствовать свое тело целиком, затем сосредоточить внимание на своем дыхании. Вдох носом и свободный легкий выдох ртом, с каждым выдохом представьте, что все проблемы, переживания покидают ваше тело. Все внимание пусть будет на вашем дыхании. Затем представьте, что из ваших стоп вырастают корни до самого центра земли и по ним из ядра земли в ваше тело поднимается теплая, любящая энергия, которая постепенно заполняет все ваше тело.
Это даст возможность ощущать себя целиком, чувствовать свою стабильность, уверенность. Доверие к жизни и к себе. Также просто позволяйте себе просто быть и просто жить, просто чувствовать. Вы никому ничего не должны.
И будьте счастливы! Наслаждайтесь собой и жизнью!
Психолог
Добрый день. Вы описываете ОКР, советую обратиться к психологу ( для понимания причины появления окр) и психиатру ( для медикаментозной поддержки и снятия такого уровня тревоги)
Психолог
Какая именно помощь Вам необходима ?