спрашивает: Fam (Самара)
Женщина 43 года, ранний климакс. Детей нет. Так как я в разводе и одна, то возможно только ЭКО. Репродуктолог говорит, что осталось год может два и если дальше тянуть, то и уже ЭКО будет невозможно (показатели гормонов). Я хочу ребенка, но боюсь, что он будет несчастен так как у него не будет отца и волнуюсь как он воспримет отсутствие отца и то что он родился из пробирки. Не эгоистично ли это рожать для себя? не ломаю ли я жизнь будущему человеку этим? Как вообще дети это воспринимают, если ли к-либо уже исследования и практика ?

Ответы и советы психологов
Психолог
Это неэгоистично. Вы можете воспитать прекрасного счталивого ребенка и сами. Если встретите любимого человека, который захочет вместе воспитывать ребенка, он будет также прекрасным отцом. Главное — чтобы ребенок рос в любви и в психологически здоровой атмосфере. Подумайте лучше, можете ли вы это обеспечить. Если да, то ваше намерение не эгоистическое, а скорее альтруистическое.
Психолог, энерготерапевт, тренер-консультант майндпроцессинга
В своей работе использую различные методики, позволяющие понять глубинную причину проблемы. Поскольку травмирующее событие максимально глубоко отражается в памяти тела, суть моей работы в том, чтобы найти ту самую травмирующую ситуацию и устранить ее. Во время проработки блок исчезает буквально…
Здравствуйте,  Fam!
Хотеть детей - прекрасное чувство! Это естественная потребность женщины, ее основное предназначение в этой жизни. И очень непростой вопрос, он имеет несколько направлений для осознания себя и своих желаний.
1. Если сейчас не рожу, могу остаться без детей вообще.
Взвесьте, а как вы будете себя чувствовать через 3 года, если не родите ребенка? А как будете чувствовать, если родите?
2. Сейчас я в разводе.
А кто сказал что это навсегда? Почему вы решили, что для вас семья невозможна в будущем и даже с ребенком? Замуж выходят и с тремя детьми. Это только вопрос вашего выбора. Хотите ли вы сами семью? Если хотите, то поработать в этом направлении. И все будет! Ответьте себе честно на этот вопрос.
3. Почему вы решили (кто вас научил так) что без определенных условий, ребенок непременно будет несчастным? Тогда у нас постраны несчастных детей. Но правда заключается в том, что счастье ребенка зависит только от вашей любви и ваших усилий. Вы готовы приложить эти усилия?
4. Зачем ребенку вообще знать, что он из пробирки? Он ВАШ, любимый, желанный и у него точно есть отец, который дал ему жизнь и его можно благодарить только за это! А воспитанием могут заниматься с успехом и другие мужчины! Ведь вы об этом позаботитесь?
Конечно, решение принимать вам. И любое ваше решение - правильное, потому что оно ВАШЕ!
Психолог, клинический психолог
Здравствуйте. Как воспримет это Ваш ребенок - неизвестно. У всех людей реакция не предсказуема. В данной ситуации намного важнее причина того, почему вы хотите быть матерью. Ведь мотивы могут быть разные от от "подать стакан воды к старости" до "желания заботиться, любить, дать счастливое детство маленькому малышу"... Важно разделять и понимать ради кого или чего вам этот малыш. Отец ребёнку важен и рано или поздно он задаст вопрос о нём. Мужскую фигуру частично может заменить мужчина: учитель, тренер, дедушка, родственник мужского пола.
Психолог
Как воспримет ребенок это? - Сложно ответить, ведь восприятие человека складывается из многих факторов, не только процесса производства. Стоит этот вопрос задать мамам на форуме на эту тему. Узнать, как их дети эту историю воспринимают. Это ,конечно, не даст гарантии, но у вас будет какая то статистика.
Что касаемо образа отца- то его может частично заменить и дедушка, дядя, тренер или учитель. То есть мужская фигура.
Семейный и детский психолог
Добрый день!
Здорово, что вы задаетесь такими вопросами до рождения ребенка. Вопрос этичности важен в таких ситуациях.
К сожалению, в нашей стране растет много детей без отцов даже без процедуры ЭКО, они их не знают совсем. Получается, что вы имеете полное право родить ребенка с помощью процедуры ЭКО без мужа. Ведь для женщины так важно реализовать себя как мать. Я уверена, что вы найдете подходящий вариант объяснить ребенку, почему у него нет отца, когда он спросит вас об этом.
Если у вас есть еще вопросы и сомнения, то пишите.
Хорошего дня,
Юлия
Семейный психолог
Здравствуйте. Ребёнку совершенно не важно, как он родился из пробирки или естественным образом. Сами понимаете, маленьким детям можно рассказывать, что их нашли в капусте, или купили в магазине, они будут верить)) Ребёнку важно, чтобы у него были любящие его люди. Это может быть мама и папа а может быть мама и бабушка. Как в той песне - папы есть не у всех. Вы совершенно напрасно переживаете, что родите "для себя". Большинство людей изначально рожают "для себя" или вообще "по залёту". Никто не думает о будущем взрослого человека, когда он ещё похож на эмбрион. Поймите - рождение ребёнка - это прекрасно. Каким бы путём он не родился. Обращайтесь за личной консультацией, помогу.
Психолог
Fam, здравствуйте! Я не знаю были ли исследования или практика по вопросу "как дети ЭКО воспринимают то, что они из пробирки".Мне кажется вопрос совсем не в этом. Вы сомневаетесь в себе, в своих возможностях стать идеальной матерью, в страхе смерти, в одиночестве? Что вас беспокоит?, ведь за этим главным вопросом "рожать или не рожать" по сути стоит другой, и не один
Поэтому честно ответьте себе: зачем мне ребенок?
А про  то, что он может быть из пробирки, про отца, это все можно исправить с помощью специалистов
Любому ребенку важно, чтобы его желали (зачатие, беременность), и любили (очобенно первый год жизни). Именно в этот период формируется "базовое доверие к Миру", и именно с этим ощущением каждый из нас живет в нем. Кому чего-то не хватило, тот работает со специалистомя. и "добирает" важное для него
Вы еще достаточно молодая женщина, а значит встретить другого мужчину вы тоже можете. И они может стать для вашего ребенка папой
А если вы решили быть одна, то фигура отца прекрасно заменяется терапией, присутсвием в жизни ребенка тренера или учителя (мужчины) на мнение которго он может "опереться"
Фигура родителя также "вставлется" в любого из нас не зависимо отвозраста и пола
Ваши сомнения вполне естественны, и вы в этом не одна
Попробуйте разложить все по полочком с помощью Квадрата Декарта
Лист бумаги разделите на 4 части (пополам вдоль и поперек)
Первый верхний квадрат "Что будет если это (рождение ребенка) произойдет?
Второй верхний квадрат "Что будет если это (рождение ребенка) не произойдет?
Первый нижний квадрат "Чего не будет если этого (рождение ребенка) непроизойдет?
Второй нижний квадрат "Чего не будет если этого (рождение ребенка) не будет?
Обратите внимание, что в последнем квадрате двойное отрицание
Есще можете написать письменную практику "Я, когда мне 55 лет". Вот прям представьте, что у вас такой шикарный юбилей. Вам 55 лет. Вы кто, как вы ыглядите, что вы делаете, где вы находитесь? Празднуете ли свой юбилей с друзьями/родными? Что вы чувствуете, кто рядм с вами? Какой наряд, аромат, солнечный или пасмурный день????
В общем напишите все свои ощущения от этого дня. Мне думаетеся, вы многое поймете
И обязательно обратитесь к перинатальному психологу, может быть посещение его расставит точки над "и"
Еще обратите внимание на практики добаюкивания, только не кидайтесь в первые попавшие, изучите все
Очень много сомнений у нас из нашего детства, это показывает моя практика
Помните, чтобы вы не ришили, вы сделали правильно