спрашивает: Елизавета (Санкт-Петербург)
Добрый день! Меня зовут Елизавета, мне 18 лет. Учусь на 1ом курсе.
В 2021 году я очень хотела стать независимой и иметь собственный доход (на тот момент мне было 16, у меня были не очень гладкие взаимоотношения с родителями, и, возможно, это также послужило основанием для принятия мной такого решения). Я прошла курс по веб-дизайну, где научилась создавать сайты и приложения, но в конце курса поняла, что это не мое, и решила уйти в SMM. У меня были клиенты, я работала, пусть и не очень много зарабатывая, для меня это уже стало прорывом. Я работала параллельно с учебой и 2022 году я закончила школу. На протяжении всего 11ого класса (2021-2022 год) я занималась со школьным психологом, она оказала мне высококвалифицированную помощь в осознании себя, своего я, проработки детства и т.д. Школа закончилась, занятия с психологом тоже, наступило лето - самый «денежный» заказ тоже иссяк - моя начальница закрыла свой салон красоты и, естественно, распустила всю команду сотрудников. Тогда же я узнала, что плохо сдала экзамены и поняла, что мне в этом году придется отказаться от мечты поступить в любимый вуз. Вследствие этого было пережито многих негативных эмоций, я очень сильно выгорела, перестала и учиться и работать, все было как в тумане… но все изменилось, ровно через год я как будто естественно и натурально вышла из этого состояния и была готова действовать дальше. Сейчас я поступила, не в вуз мечты конечно, но этот тоже неплохой - он был вторым в списке рассматриваемых мною вариантов. И сразу после поступления поняла, что мне нужно переезжать, тк добираться из дома родителей до учебы было катастрофически затратно по времени. Соответственно я снова занялась поиском работы и нашла своего заказчика. Я проработала месяц, смогла купить все необходимое для переезда, но на квартиру уже нужной суммы не оставалось (живем вместе с женихом, оплачивая расходы пополам). Я думаю «да и ладно, работаю ведь - попрошу его отдать за этот месяц, а в следующем просто верну». Но получилось так, что этот заказчик был недоволен результатами моей работы, вследствие чего у меня потерялся единственный источник дохода. Началась паника. С учебой тоже было не все гладко - из-за большого количества задач по работе приходилось пропускать занятия, что не очень хорошо сказалось на учебном процессе. Учеба и работа, страхи и переживания насчет денег, - все это привело меня в то же состояние, что было летом 2022 - снова выгорание, жуткая апатия и нежелание делать что-либо, ощущение себя беспомощной и «неумёхой». Я знаю , что я могу все, если я этого захочу, но на это желание я будто не могу найти в себе силы внутри. Я понимаю, что сейчас пройдут новогодние каникулы, и мне снова придется вливаться в этот бешеный ритм, от чего у меня если честно дергается глаз, ведь я не хочу больше доводить себя до таких состояний (я не склонна к лени, всегда была трудолюбивой, но даже для меня это слишком). Сейчас я абсолютно не понимаю, что мне делать и куда двигаться дальше. Обычно все вопросы подобного характера я решаю внутри себя, выделаю час/два (а иногда даже целый день) на диалог с собой, записываю в заметки или в блокнот мысли, раскладываю их по полочкам и нахожу для себя более релевантное решение, всегда стараюсь относиться к самой себе с особой осторожностью и не брать на себя больше , чем смогу сделать. Но в данную минуту я не могу справиться самостоятельно, мне не помогают ни старые методы, ни советы жениха/друзей/родителей, я просто чувствую себя на социальном дне и даже не могу от него оттолкнуться - это бесконечный порочный круг бессилия и тревожных мыслей. Я буду очень рада услышать Ваш совет, потому что я сейчас на абсолютно новом, неизвестном мне перепутье. Спасибо за уделенное мне время!

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Елизавета.
Сейчас у вас трудный период. Вы пытаетесь одновременно отделяться от родителей, зарабатывать себе на жизнь достаточно энергозатратными способами, учиться, строить отношения, да и бытовые вопросы никто не отменял. Вы взвалили на себя слишком много трудных задач. А наш физический ресурс, также как и временной очень ограничен.
Что делать?
1. Снизить темп жизни, отказаться от того, без чего точно можно обойтись, выспаться.
2. Определить приоритеты. Для этого нужно ответить себе на вопрос, что принесет мне максимальную выгоду в перспективе при минимальном вложении ресурсов (время, силы, деньги). Думаю, что в приоритете должна быть учеба, она даст вам опору, профессию и возможность достойно зарабатывать в будущем. И так по убывающей....отношения  (может ли ваш м.ч. взять на себя всю кварплату, дать опору в перспективе и т.п.), текущий заработок и т.д.....
3. Определить ВСЕ возможные источники дохода. Почему вы решили, что можете зарабатывать только дизайном? Может быть это выгул собак или забирать из садика ребенка вечером и погулять с ним, может быть еще какие-то незатейливые услуги, для которых не нужно напряженное творческое усилие. Так и здоровье сохранится и голова для учебы будет свежая.
В крайнем случае, поговорить с родителями и попросить финансовую помощь. Объяснить, что это позволит получить качественное образование.
В целом...вы большая умница! Но хотите все и сразу. А сил на все не хватает. Уберите все лишнее. Прекратите рефлексировать по поводу того, что у вас что-то не клеится. У вас есть друзья, парень, родители, все вас поддерживают. Разберитесь со своими хотелками и в все наладится!
Кризисный Психолог. Практический психолог. Не медицинский психотерапевт в методе Транзактный анализ. Семейный психолог. Гештальт.
Я здесь для того, чтобы поддерживать тебя в хорошие и плохие времена. Ты – важен, твоя жизнь ценность, шаг за шагом я помогу построить мост к твоему счастливому началу. Со мной легко говорить о том, о чем страшно и стыдно говорить в обычной жизни! Кризисный психолог, практикующий психолог,…
Добрый день, Елизавета!
Хочется восхитится Вашим желанием независимости, такая осознанность и ответственность в столь прекрасном возрасте не может не обратить на себя внимание! Но нужно понимать, что необходима адаптация к взрослой жизни, у Вас сейчас происходит изменение социальной роли и социальных контактов, поиск модели жизни все эти внутренние и внешние процессы новы для Вас и способствуют повышению тревожных мыслей и чувству бессилия, необходимо определить за, что Вы можете брать ответственность а в каких ситуация разделить эту самую ответственность с родителями,  или со своим молодым человеком, а также снизить влияние внутреннего «критического родителя», не нужно требовать от себя все и сразу, а когда что то идет не так, во всем винить себя, это не только не помогает выйти из кризиса а еще больше втягивает в него, заведите привычку хвалить и поддерживать себя даже когда по Вашему мнению не все гладко, я осторожно могу предположить что у Вас нет кризиса выгорания, а скорее кризис идентичности, это период поиска своего предназначения и период формирования взрослой личности, в этот период человек может столкнутся с проблемой самоопределения, бояться этого не стоит это нормативный кризис, а вот помочь себе Вы не только можете но и обязаны, вместо критики давайте себе поддержку, вместо чувства вины благодарность, замечайте любые даже незначительные успехи, позволяйте себе ошибаться. Фактором, облегчающим этот процесс, является наличие поддержки со стороны семьи и уверенность в ее стабильности и надежности. Если решите обратится за профессиональной помощью, буду рада с Вам ее оказать.
Психолог
Елизавета,
Вы эмоционально "выгорели".
С точки зрения психосоматики, от выгорания страдает тот, у кого в детстве были плохие отношения с родителем того же пола. Такая ситуация в семье становится фундаментом многих проблем. Ребенок всеми силами старается заработать внимание родителей, заслужить их любовь. И продолжает делать это, став уже взрослым. Например, переносит на начальника роль своего родителя и пытается заслужить его любовь или хотя бы признание своих заслуг. Если этого не происходит, самооценка падает, вера в себя испаряется. Возникает ощущение тщетности усилий.
1. Помогаем внутреннему ребенку. Как родитель выражает любовь? В основном, через тело: ласковые прикосновения, поглаживания, объятия. И это первое, что вы можете сделать самостоятельно. Уделите внимание своему телу. Сделайте самомассаж. Растирание тела щеткой снизу вверх очень хорошо действует на лимфу. Другой вариант — похлопывания по меридианам, которые идут по рукам и ногам сверху вниз и снизу вверх. Можно просто помассировать шею и плечи в тот момент, когда вы почувствовали себя усталым посреди рабочего дня.
2. Оставляем рабочие проблемы на работе. Как? С помощью одежды. Возвращаясь с работы домой, переодевайтесь. Сразу. В любимое, удобное и красивое. Ритуал переодевания может включать или выключать ту роль, которая для вас так энергозатратна. Если у вас на работе есть сменная обувь, то переобувание в конце дня может стать этим самым ритуалом: заканчивая работу, вы снимаете «рабочую» обувь, и вместе с ней оставляете в офисе все рабочие проблемы. Так же и дома. Надевая домашнюю одежду, вы словно включаете ту роль, которая нужна в данный момент: хозяйки, мамы, любимой жены.
3. Медитируем. Это ежедневная практика очищения ума. Именно беспокойный ум создает напряжение, которое вытягивает все наши силы. Уделите этому внимание.