спрашивает: Тамара (Самара)
Добрый день.
Моей маме 92 года. С ее слов, у нее было трудное детство, она 3-ребенок в семье. Самостоятельно выбилась в люди, окончив сельхоз. институт, работала экономистом на хорошей зарплате. Замуж вышла не по любви, родила 2-х детей(я-второй ребенок, которого не хотели. Об этом мне мама рассказывала сама со всеми подробностями). Мы с сестрой так же окончили институты, уехав в город. Я медицинский, сестра педагогический. К родителям в деревню приезжали летом в отпуск. Они жили вдвоем, мама всегда давала нам понять, что отец у нас никчемный, ни на что не способный. Однако, когда он изменил маме с другой женщиной, она удержала его через Партком в семье. Говорила, что сделала это для нас с сестрой.
Когда маме исполнилось 65 лет, она попала в больницу. Давление, тяжесть в сердце. Мы приложили все усилия к тому, что бы мама восстановилась. Врачи тоже сказали, что ничего серьезного. Но увы. Мама приняла роль жертвы, села на кровать, сидит до сих пор. Ничего не делает, все на подносе, на улицу не выходит. Одни разговоры о себе, о ее болезни, о том какая у нее тяжелая жизнь. Измеряет давление по 20 раз в день и если отклонение на 20 ед.у нее наступает паническое состояние и она грузит этим состоянием всех близких. То есть на протяжении 25 лет она умирает от "тяжелой"болезни, которой прекрасно манипулирует. Понимая, что это психическое отклонение, консультировали ее у невролога. Назначенные лекарства не принимает, говорит, что с нервами и психикой у нее все в порядке. В течение 10 лет живет у сестры, которая старается все возможное делать для нее, превратившись в старушку. Я предлагала сестре чередоваться, но сестра отказалась.(Причиной отказа может быть мамина хорошая пенсия, которую сестра забирает себе).В этом году наступил критический момент в наших отношениях, сестра нечаянно высказала обидный комментарий в мой адрес и это привело к ссоре. Мама, вместо того, что бы уладить конфликт(который возник из за маминого каприза), начала агрессию по отношению ко мне, требуя, что бы я заботилась о ней, так как она дала мне жизнь и много усилий на меня потратила. Я живу в другом городе, у меня нет возможности ездить к ней часто. Но, я бы пошла на все, как это было раньше, когда ,не думая о себе, бежала помогать всей родне и маме, если бы это не было в приказном, нравоучительном тоне, котрым говорят мама и сестра. Я со всеми своими проблемами стараюсь справляться сама, никого не беспокою. Даже, когда сложно было со здоровьем и я нечаянно обмолвилась им об этом, услышала в ответ, зачем я говорю им об этом. Болеют все.
Сейчас я нахожусь в состоянии на грани с депрессией. Я не хочу общения ни с мамой, ни с сестрой. Это общение меня изматывает, нервирует. Но мама продолжает звонить, говорить мне в 65 лет, какая я неблагодарная и плохая и, что со мной можно поступать так, как они это представляют.
Что привело к такому моменту, как мне вести себя дальше? Я понимаю, что это моя мать и я люблю ее и уважаю. Но ее манипуляция болезнью, паразитический образ жизни и постоянное нытье вызывают ответный негатив и я ничего не могу с собой поделать. Подскажите, как я должна общаться с мамой?С сестрой общение прекращено полностью. Я думала, что она извинится, но со слов мамы она ждет его от меня. То есть меня обидели и я за это должна попросить прощения у обидчика.
Я, кажется, запуталась в этой жизни. Уже мудрость должна быть в моем возрасте, а я потерялась в понятиях плохого и хорошего. Подскажите, как быть?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Тамара!
Сочувствую вам, вы находитесь в сложной ситуации, которая усугубляется тем, что длится уже не один год. Главный вопрос, который вам важно задать самой себе: "Сейчас у меня так, а как я хочу чтобы было?". Чего именно вы хотите сейчас? Хороших отношений с мамой, сестрой, родней? Избавиться от чувства вины? Отстоять свои границы? Доказать кому-то что-то?.... Это лишь варианты, которые могут помочь вам, и очень может быть, что вашего среди них нет и о нем знаете только вы сами. Когда вы поймёте, что важно для вас, будет гораздо легче принимать решения и действовать.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Добрый день, Тамара!
У Вас нет сепарации с мамой, к сожалению. Вы психологически зависимы от нее и это разрушает Вас и Вашу жизнь. Через текст "универсальных" советов не дать, их просто нет. Каждая ситуация уникальна по-своему. К сожалению, помимо отсутствия сепарации, Вы находитесь в позиции жертвы, в депрессивном состоянии и все это требует полноценного разбора на видео-консультации. На ней мы найдем корни причины, все негативные установки, которые Вам наклеены с детства и выработаем практические пути улучшения ситуации! Если хотите эффективно решить вопрос, приходите! Буду рада помочь Вам!
Психолог, семейный психолог, сексолог
"Я понимаю, что это моя мать и я люблю ее и уважаю" И "я-второй ребенок, которого не хотели. Об этом мне мама рассказывала сама со всеми подробностями)"
Вы говорите, потому что действительно это чувствуете? Или потому что Должны так говорить?
Исходя из описанного вами нежелания общения, речи о любви не идет. Есть чувство вины, которое вам мама навязала.
Поэтому у вас и начался внутренний конфликт, между истинными чувстами и долженствованием.
И для начала, нужно стать честной с самой собой и своими чувствами. и далее проработать чувство вины.
Психолог, семейный психолог
Тамара, добрый день! Предсталвяю, как Вам сложно находиться в таких отношениях с близкими людьми на протяжении стольких лет...Конечно, к такому моменту привели долгие годы Вашего взаимодейтсвия с семьей, их поступки, Ваши реакции. Ваши реакции и их поступки. Но менять отношения никогда не поздно, как и свою жизнь. Для того, чтобы начать распутывать этот "клубок" для начала важно понять, чего в итоге Вы хотите? Примириться с семьей  или начать в полной мере наслаждаться свой собственной жизнью? Вернуть каждому члену семьи отвественность за свою жизнь, или Вы готовы разделить с ними это?
В зависимости от того, каким Вы видите оптимальное решение, такими и будут Ваши шаги.
Если Вам хотелось бы обсудить все подробнее, буду рада ответить на все Ваши вопросы!
С наилучшими пожеланиями, Екатерина Г.