спрашивает: Александра (Санкт-Петербург)
У моей подруги очень подавленное состояние последние несколько месяцев. Она живет в стране с военным положением, в ее городе периодически возникают воздушные тревоги, но уехать в безопасное место она не может, так как будет испытывать чувство вины из-за оставшихся дома членов семьи (ее слова). Ее отец каждый день выпивает и начинает кричать на нее и на ее маму, оскорблять ее, из-за чего она периодически срывается и плачет, называя себя страшной и тупой, хоть это и не так; периодически она хочет уйти из дома, но некуда. Она находится в здоровых отношениях на расстоянии, но это расстояние тоже иногда очень ее расстраивает и доводит до слез, потому что увидеться с партнером нет возможности (живет в другой стране). Она чаще начала говорить, что нет настроения что-либо делать, нет сил ни на что, что не хочет жить и устала от всего... Я пыталась уговорить ее обратиться к врачу за свои деньги, т.к. ее родители не одобряют психотерапию и не помогут ей финансово с этим, а у меня есть желание и возможность ей помочь, но она боится разговаривать о своих проблемах с кем-то, помимо меня и своего партнера, даже не смотря на то, что я готова взять на себя все вопросы, несвязанные с ее состоянием. Я очень за нее переживаю и хочу ей помочь, но не знаю, что мне делать... Имеет ли вообще смысл обращаться за квалифицированной помощью в таком состоянии, или достаточно просто быть рядом?

Ответы и советы психологов
Практический психолог
Здравствуйте Александра, Вы хорошая подруга, в данной ситуации поддержка длизкого человека в Вашем лице гараздо эфективнее помощи специалиста, так как Ваша подруга на данный момент является заложником ситуации, в которой общение с психологом по большому счету ничего не изменит. Выслушивайте Вашу подругу, пусть говорит Вам обо всем, от этого поверьте ей тоже становится легче, будьте рядом, постарайтесь донести мысль что так будет не всегда!
Практический психолог, Клинический психолог, Психолог - супервизор
Да, Вашей подруге нужна помощь психолога, поскольку она живет в семье с нездоровой и абьюзивной обстановкой помимо всего прочего. Но если она этого не хочет, это ее выбор. Будьте рядом если это единственное на что она согласна. Буду рада помочь!
Психолог, КПТ-терапевт, EMDR
Александра, здравствуйте!
Ваша озабоченность состоянием подруги очень понятна и уместна. Действительно, она находится в состоянии, требующем внимания. Ситуация и среда, в которых оказалась Ваша подруга, психотравмирующая. Сложность заключается в том, что этот процесс продолжается, он не окончен, он постоянно влияет на нее. Вы описываете состояние своей подруги как: депрессия, стыд и вина, одиночество, ощущение бессилия и неконтролируемости жизни, неудовлетворенность ситуацией как управляемой из вне. Чем дольше она будет находится в таком состоянии, тем сложнее будет из него выходить. Да и симптомы могут в дальнейшем расшириться: плохой сон, беспочвенная тревога и беспокойство, ощущение отсутствие будущего (целей, возможностей и сил на их реализацию) и др.
Психологическая помощь для нее может быть очень полезна! Но решение принять эту помощь или отказаться, принимает только лишь сама Ваша подруга. Ваша поддержка тут тоже будет незаменима! Быть «рядом», слушать, сочувствовать, поддерживать, давать ощущение, что она не одна. Можно попробовать рассказать подруге, что работа с психологом предполагает полную конфиденциальность и про её историю никто не узнает, этого можно не опасаться. И обращаться за помощью - это не стыдно, наоборот, это может помочь ей вернуть ощущение управляемости и контроля в собственной жизни, добавить сил и решительности, заново обрести цели и будущее. Но опять же, это будет только её решение. Ещё можно порекомендовать почитать книгу Виктора Франкла «Сказать жизни Да».
Клинический психолог, психотерапевт
Да, смысл обращаться за помощью есть. Судя по тому что вы написали, проблемы у неё в семье, в первую очередь, в стране лишь во вторую. И небезопасно ей именно в семье. Но и бросить свою "небезопасность" не может. Как ей жить за неё решают другие люди. Только какими бы добрыми ни были ваши намерения, обращаться за помощью - её задача, а не ваша. Ваша, как вы верно отметили, - быть рядом и поддерживать.