спрашивает: Лилия (Москва)
В интернете очень много статей на тему как успокоить себя, но очень мало рекомендаций на тему того, что делать, чтоб ему было хорошо от общения и как поддерживать?
Как общаться, как себя вести с тем, кто воюет? Особенно, если и до мобилизации человек был сдержанным.
- быть ли веселой и рассказывать глупости о повседневной жизни или быть сдержанной и освещать те моменты, в которых ясно, что я не наслаждаюсь тут жизнью?
- написывать ли вообще или ждать, когда он сам захочет общаться? Если он закрылся, стал мало выходить на связь, то не буду ли я доставать и раздражать писаниной или наоборот, это будет как отсутствие поддержки, если я его не тревожу?
- спрашивать ли о том, что с ним там происходит или сам расскажет, если захочет?
Сама понять не могу, потому что нет никакой эмоциональной обратной связи, спросить не могу, потому что единственное, что я поняла, что ему не хочется никаких выяснений/разбора полётов. Я не знаю как вести себя сейчас, когда человек ничего не просит и мало на что реагирует, я уж молчу о том, что будет потом.
Помогите, чем можете, пожалуйста, хоть какими-то рекомендациями.

Ответы и советы психологов
Психолог
Лилия, добрый день!
На самом деле от вашего состояния многое зависит. Если вы, например, в тревоге и при этом общаетесь с ним, хотя всеми силами пытаетесь ее скрыть, это все равно чувствуется. Не нагружайте его своими тревогами, страхами, опасением. Важно быть устойчивой, не казаться, а именно быть, быть рядом, хотя бы в переписке. Если вы будете, что называется на нервах, врядли он будет вам рассказывать что-либо. Он, вероятно, будет что-то рассказывать, если поймет, почувствует, что вы сможете это выдержать. Будьте на связи, пусть он знает, что вы его ждете. Задавайте ему какие-то вопросы, но будьте готовы к минимуму информации, возможно сейчас он не может или не хочет говорить больше и это нормально. Многие военные ничего не рассказывают, потому что боятся реакции окружения на это (ужаса в глазах, слез) и что их просто не поймут.
Вам сейчас действительно важно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, потому что чтобы их слушать и слышать нужно действительно много сил и ресурса.
Понимаю ваши переживания и обнимаю Вас.
Психолог, психотерапевт, психодраматерапевт
Важно прояснить , чтобы тема подходили вам обоим и чтобы в общении была и поддержка .
Какими способами это сделать - помогаю на своих консультациях, обращайтесь