спрашивает: Мария (Москва)
Здравствуйте, уважаемые психологи.
Меня мучает следующая проблема: я чувствую себя потеряно, оторвана от реальности, оторвана от самой себя. Пропала осознанность, азарт, возможность глубоко чувствовать. Я не чувствую контакт с физическими телом, не чувствую контакт с душой. Словно в каком-то безвременье застыла, ни прошлого, ни настоящего, ни, тем более, будущего. Раньше была заинтересованной, деятельной, вдохновлённой, сейчас хаос в мыслях, но пустота на душе. Не знаю, чего хочу, не знаю, куда идти. Есть поддержка от близких, нет опоры в себе.

Ответы и советы психологов
Практический психолог, Клинический психолог, Психолог - супервизор
Добрый день, Мария!
Вы описываете нелюбовь к себе, а как результат - нелюбовь и к жизни, нечувствие.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть. Прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание своих внутренних границ, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как отдыхать, как поощрять себя и т.д.) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, больше негативное. Эта часть любви отвечает за воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится, ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер или друг действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Проанализируйте любовь к себе по всем трем параметрам. Шкала 1-10. Важно сделать это честно, чтобы картина была ясной.
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно, когда и как были Вам привиты установки, мешающие любить себя и что выступило триггрером для нечувствия. Это можно сделать на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Не унывайте! Все в Ваших руках. У Вас одна жизнь и Вы можете прожить ее полноценно и радостно!) Буду рада помочь Вам!
Психолог
Мария, действительно непросто жить без понимания и поддержки. Стоит для начала разобраться в себе, чтобы понять истинную причину состояния. Что или кто привел вас к тому, что вы сейчас ощущаете.
Я предлагаю одно упражнение, которое поможет понять, что там внутри такое, из-за чего кажется некомфортно и одиноко.
Сейчас будет самое интересное: представьте себя известным кинорежиссёром.
Сами выберите, каким хотите стать.
Сядьте удобно в кресло, увидьте себя в качестве актера, играющего в фильме о вас, и прокрутите этот фильм. Я не знаю, каким он будет: про семью про работу или про отдых, вы сами решите для себя, какую часть вашей жизни хочется подкорректировать.
Просмотрите этот фильм, отметьте для себя те моменты, которые вам не нравятся в самом себе, в окружении или поведении. Выйдите из роли и запишите все комментарии про себя на бумаге. Может, у вас даже получится мини-рассказ про себя. Один рассказ - от лица «режиссера», а второй от лица «актера». И это будут абсолютно разные картины: одна реальная, со своими сложностями, а вторая идеальная.
А вот теперь эти письма о самом себе как бы с двух сторон нужно проанализировать.
• Если в них много обид на себя или окружение - работать с этим моментом.
• Если чувствуете злость или вину, то уделите внимание этому чувству.
Можете пробовать самостоятельно, а если что-то не будет получаться, ообращайтесь. Разберем более детельно ваше состояние.
Все в ваших руках.
Не бойтесь начать жить сначала: сегодня, здесь и сейчас.
Без озлобленности и обид.
Все зависит от вас, воспользуетесь вы этим шансом или нет.
Семейный психолог. Психолог по расстройствам пищевого поведения (РПП). Участник Ассоциации частнопрактикующих психологов и психотерапевтов.
Инициация супругов в семейную жизнь на всех её этапах. Моя цель, как семейного психолога — укрепить отношения в вашей семье и научить вас управлять чувствами при преодолении трудностей в жизни. Цель, как психолога РПП — восстановление здорового отношения к пище, поддержание нормального…
А запрос Ваш какой? Что Вы хотите изменить?
Психоаналитик, рилив-терапевт
Здравствуйте, Мария.
Ваше состояние называется деперсонализация.и дереализация. Причина их возникновения - сильный стресс. Для вас, в первую очередь, показаны техники на контакт с реальностью, а также, необходимо найти и проработать стресс, который явился причиной этого состояния.
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Мария.Ваше состояние можно назвать не выстроенной идентичностью.(кто я и чего хочу).Идентичность выстраивается в детстве,первые пять -шесть лет жизни,по крайней мере,лет до пятнадцати.И,если она туманная,то появляются симптомы,подобные Вашим.Эффективный выход из положения-основательная личная терапия.Так как,вопросов так много,что их не решить даванием советов в переписке.Намного эфективнее найти себе комфортного психотерапевта(психоаналитика) и начать последовательную работу по росту Вашей ценности.Обращайтесь,Вам можно помочь.Вариант помочь себе волевым способом-мало эффективен.Так как,Ваши симптомы бессознательны,и работать с ними лучше,со специалистом.
Психолог, психотерапевт, психодраматерапевт
Добрый день, может помочь и проработка смыслов , тревожности и профориентация .  Все это делаю , обращайтесь
Психолог, клинический психолог
1. Здравствуйте, Мария. Не зная вашу ситуацию полностью сложно что-то порекомендовать. Чтоб куда-то идти ведь необязательно видеть конечную цель. Сам путь может стать целью. Почему для вас сейчас настолько важно определиться? Вот слова что не чувствуете контакта с душой меня действительно настораживают, словно вы потеряли в какой-то момент саму себя и как было раньте уже не получается, а по-новому не знаете и не понимаете как..  Могу вам порекомендовать терапию и себя в качестве сопровождающего на пути к новой себе.