спрашивает: Аня (Санкт-Петербург)
Из-за дисбаланса, я часто зацикливаюсь на деньгах, вещах, если на духовном зациклилась, то зацикливаюсь на одном намерении, на одной мечте. Деньги мне трудно заработать, мало возможностей вижу. В отношениях бывало так, что забывала про себя. От людей по непонятной причине много требую то материального, то духовного.

Ответы и советы психологов
Практический психолог, Клинический психолог, Психолог - супервизор
Аня, духовное без Церкви не бывает, поэтому неясно на чем Вы зацикливаетесь. Если не знаете чего хотите, нет постоянства и забываете о себе - это нелюбовь к себе. Для начала надо проверить на каком она у Вас уровне.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть. Прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание своих внутренних границ, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как отдыхать, как поощрять себя и т.д.) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, больше негативное. Эта часть любви отвечает за воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится, ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер или друг действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Проанализируйте любовь к себе по всем трем параметрам. Шкала 1-10. Важно сделать это честно, чтобы картина была ясной.
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно и когда были Вам привиты установки, мешающие любить себя. Это можно сделать на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн или офлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Не унывайте! Все в Ваших руках. У Вас одна жизнь и Вы можете прожить ее полноценно и радостно!)
Медицинский психолог ГКБ 1 им. Пирогова. Сексолог. Член "Российского общества психиатров", "Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии" и "Профессиональной психотерапевтической лиги". Специалист по социальной работе.
Я - медицинский психолог. Сексолог. Специализируюсь на работе с сексуальными расстройствами, РПП, депрессиями, страхами, тревожными состояниями, ОКР, аддикциями (зависимостями), детско-родительскими отношениями, ПРЛ, последствиями психологических травм, насилия, проблемами межличностного…
Гармоничное распределение приоритетов, прежде всего, показатель зрелости. Духовное заключается в познании себя, путём постижения своей духовной природы, а материальное направлено на удовлетворение своих органов чувств через эксплуатацию различных объектов и субъектов с целью получения удовольствия. Духовные принципы и ограничения зачастую не позволяют беспрепятственно наслаждаться материальным, а концентрация на способах получения всё нового и нового наслаждения, в виде общения, развлечения, еды etc, отвлекает от духовного. Баланс духовного и материального возможен только при посвящении материального ➡️ духовному. То есть, материальная жизнь должна выстраиваться таким образом, чтобы она была фундаментом для духовной жизни..
Психолог, ЭОТ терапевт
Здравствуйте Аня, что именно для вас духовное, а что материальное? У каждого человека свои индивидуальные понятия и определения. Проанализируйте и найдите что то среднее между двумя крайностями. Пока у вас черно- белая картина мира, вас будет клонить то в одну , то в другую сторону.
Психолог
Здравствуйте!
Давайте для начала разберемся, что вы считаете духовными потребностями, а что материальными?
Баланс - это гармоничное распределение приоритетов. Полагаю, в вашем случае имеет место конфликт интересов. Бывало ли, что Вы сомневались в своих намерениях? С какими проблемами Вы сталкивались на пути к материальным или духовным ценностям?
Психолог
Аня, а как вы определили, что это "дисбаланс". Вам кто то говорит об этом, или вы это ощущаете сами? Если сами, то по каким признакам? Эта информация нужна для анализа вашей ситуации. В вашем письме мало информации, чтобы ответить на ваш вопрос.