спрашивает: Настя (Омск)
Здравствуйте, мне скоро 19 лет. Такая ситуация, что мне не нравится вуз, в котором я отучилась год и я хочу оттуда отчислиться
Выбор специальности дался мне очень трудно, ежедневное напряжение и нервные срывы в течение всего 11 класса, в итоге поступила "лишь бы поступить на вышку",как и хотела мама
Вроде бы выдохнула, но потом я устроилась на работу и решила, что платить за учёбу на коммерции, на которую я не хожу, невыгодно для финансов (у меня куча долгов и пропусков)
Я не вижу никакой цели и смысла, хочу забрать документы, дать себе спокойной хотя бы попытаться выбрать более менее подходящую профессию и на будущий год уже поступать. Образование я хочу и учиться хочу, но не вижу смыла делать это на нежелаемой специальности
Мама не понимает, говорит что так и останусь без образования, напрямую говорит что мной нельзя гордиться, то есть нечем
Я боюсь, что потрачу время впустую, хотя уже это сделала отучившись год, надо ли мне это
Очень переживаю на правильном ли я пути, правильно ли я размышляю или так делают большинство людей, а потом остаются без образования.
Может на мне так сказывается давление мамы, не знаю.

Ответы и советы психологов
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт
Здравствуйте, Настя. Решать в любом случае вам, если честно плохая идея психовать весь 11 класс из за выбора профессии, когда это дается сложно. Можно было сразу дать себе год на подумать, но наши родители так не думают и хотят соблюсти приличия. Делайте так как считаете нужным, отдавать 5 лет деньги за учебу на которую не ходишь, соответственно толком ничего не усвоиться и будет диплом лежать на полке у мамы, как то не очень. Ну раз уж год вы поступили и год отучились, попробуйте взять академ отпуск. Возможно через год, может больше вы сможете принять решение и выбрать профессию которая нравиться.
Что касается мамы, она конечно хочет как лучше для вас. Во всяком случае она так думает. Если мама говорит что вами нельзя гордиться, так позвольте ей не гордиться вами. Это ее ответственность относиться определенным образом к вам и вашим выборам в жизни. Ваша задача выбрать свой жизненный путь. Удачи вам
Психолог
Настя, ваша мама переживает за ваше будущее. Чтобы мама одобрила ваш выбор, вам нужно аргументированно объяснить, что вам здесь не нравится, что как и когда  и куда вы планируете перейти. То есть план ваш личностный, расписанный на несколько лет вперед, с учетом возможных сложностей и путей их преодоления.
Психолог
Время -самый ценный и невосполнимый ресурс. Всё остальное-дешевые манипуляции. Свою жизнь мы живём для самих себя для своей реализации, а не для того, чтобы нами кто-то гордился. Подумайте как сложится ваша жизнь, если вы уйдете и если останетесь и потеряете ещё несколько лет своей жизни. Здоровая и самодостаточная личность всегда выбирает себя, а не обслуживание чужих ожиданий, страхов и устаревших предрассудков. Сейчас не так важно образование, как умение себя самопрезентовать и умение монетизировать свои знания. При этом будет отлично, если все в жизни нравится. Вы на верном пути.
Психолог
Добрый день!
Прежде всего хочется сказать, что ваши чувства нормальны. И, поверьте, вами можно гордиться, хотя бы за то, что вы честны перед собой и готовы говорить о проблеме, которая перед вами возникла. Сейчас тысячи выпускников, поступая в вузы находятся на грани, так как помимо того, что после долгих лет школьной жизни впереди впервые за 11 лет ждут глобальные перемены (смена места обучения, преподавательского состава, окружения/одногруппников, предметов и пр.), ждут еще и многие стрессовые факторы, как ЕГЭ, выбор профессии, который сразу хочется сделать верным, чтобы не терять время и т.д.
Вы отучились всего 1 год. Я бы сейчас смело не утверждала, что ваш период адаптации в ВУЗе закончился. Скорее всего он еще в процессе и вам приходится не просто. Повторюсь, это нормально! Ваши чувства оправданы.
Я бы советовала вам сесть и подумать конкретно, что именно не нравится вам в учебе? От чего больше всего вы ощущаете дискомфорт? Может быть есть вариант сделать вашу жизнь легче, не меняя ее кардинально? Как вы поняли, что именно данная сфера не ваша? Что натолкнуло на эти мысли? Есть ли представление о том, какая сфера все же ваша? Было бы неплохо отказываясь от одного пути, иметь план развития по другому пути. Возможно именно отсутствие у вас конкретных целей и пугает вашу маму. Из написанного вами видно, что ваша мать вас любит, очень переживает за ваше будущее, возможно она просто не может верно изложить вам свои опасения и переходит к моментам запугивания, например, "Мама не понимает, говорит что так и останусь без образования, напрямую говорит что мной нельзя гордиться, то есть нечем". Она просто не знает как на вас грамотно воздействовать в такой ситуации и делает это такими своеобразными методами. Она все равно вас любит и гордится вами.
Ваша фраза: "...дать себе спокойной хотя бы попытаться выбрать более менее подходящую профессию и на будущий год уже поступать." - звучит как некоторое неуверенное и неопределенное откладывание «на потом» и обещание маме, что вы точно отучитесь, но еще сами не знаете где.
Вы сейчас находитесь не в ресурсном состоянии, и вы не способны совершить этот важный выбор. Второй может стать таким же ошибочным, как первый (просто исходя из желания успокоить маму). Здесь и сейчас ваш организм пытается адаптироваться к текущей ситуации и проблемам, а вы хотите убрать одну и вместо нее создать другую (поставить себя перед еще одним выбором). Возможно, что такая расстановка приоритетов вообще не принесет вам результата, а может быть и еще больше усугубит. Вам важно дать себе время привыкнуть учиться иначе, чем в школе, научиться решать новые проблемы (уже из взрослой жизни, касаемо заработка и прочего). Иными словами, вам необходимо время. Прислушайтесь к себе, возможно вы устали от учебы, от экзаменов, от решений, которые требуются от вас. Может быть сейчас вы не хотите ничего решать и готовы от всего отказаться. Это своего рода некий протест, нежелание решать все эти проблемы из новой/взрослой жизни. Опять же, в рамках адаптации такая реакция нормальна.
Важно понимать, что первые пару-тройку лет обучения в любом ВУЗе - это изучение предметов общего профиля, если вы сейчас смените профессию, возможно вы ощутите такую же тяжесть и при выборе другой (любимой) специальности, так как будете изучать подобные прежним предметы общего профиля, но при этом поймете, что год вы уже потеряли. Изучение основ профессии начинается только в последние годы обучения в вузе, а через подобные общие испытания вам все же нужно будет пройти в любом ВУЗе.
Я бы вам предложила рассмотреть возможность доучиться в текущем ВУЗе, так как год обучения уже за плечами, и вы все же не знаете в какую сторону желаете двигаться, еще не определились и не осознали к чему у вас талант. Наметьте себе план, согласно которому вам после текущего ВУЗа можно будет пройти переквалификацию на любимую профессию. К тому моменту за плечами у вас будет уже одна профессия, вы довольно быстро сможете получить вторую на базе первого высшего образования. Это сделать будет не сложно, да и к тому моменту вы уже наверняка поймете, чего конкретно хотите, какая именно профессия ваша.
Дайте себе время на адаптацию и наметьте план действий на ближайшую пятилетку (хотя бы очень общий, чтобы понимать куда хотите двигаться).
Бросить ВУЗ можно, если учеба настолько сильно вас отравляет, проблема только в том, что вы не знаете куда плыть, в какую сферу пойти, что выбрать, а в текущем состоянии совершить корректный выбор вы вряд ли сможете.
Прислушивайтесь к себе, жить вам и жизнь ваша, мы лишь можем пытаться направлять вас!)
Желаю удачи в вашем выборе! Он будет верным в любом случае!)
Психолог, эмотолог
На сегодняшний день, получить образование не составляет никакого труда. Огромное количество вузов с госуд.аккредитацией (если для вас это важно). Важно понять, чего вы хотите, каким вы видите свое будущее. Вы взрослая девушка и уже можете нести ответственность за себя и свои решения. Потерять время, учась там, где вы не хотите, заставляя себя и в голове держа мысли о "ненавистной учебе"- это смещает ваш фокус с действительно важных вещей и вы не видите те варианты и возможности, которые у вас открываются, т.к происходит слив энергии туда. Помониторьте вузы, посмотрите где вы хотите учиться, а главное КАК. Кто оплачивать будет учебу. Если мама, то вы играть будете по ее правилам, если сами, то это уже, опять-таки, ваша ответственность. Мама за вас очень переживает. У нее много страхов, и это естественно. Успокойте ее, поговорите, объясните что и как вы хотите, чтобы она видела четкий план, а не "вилами по воде" размазанные слова. Ей будет спокойнее, когда она поймет что вы понимаете куда вы идете и знаете как достичь своих целей.