спрашивает: Виктория (Москва)
Здравствуйте! У меня 3 детей, желанные, запланированные, двое уже школьники среднего звена, младшей 2 года. Случилась незапланированная беременность. Из-за предыдущих трех кесаревых сечений и осложнений беременностей и родов врач рекомендовала прервать беременность, очень высокие риски не вынашивания и угроза моей жизни и здоровью. Было сделан медикаментозное прерывание беременности на очень раннем сроке. Моё моральное состояние очень подавленное, виню себя, не знаю как справиться с эмоциями, слезы, потеря аппетита. В данный момент впереди ощущаю только пустоту и темноту...

Ответы и советы психологов
Психолог, психотерапевт
Здравствуйте, Виктория. Очень вам сочувствую. Вам важно отреагировать эти эмоции. Проработать чувство вины. Мы все живые люди и эмоции важно не подавлять. Наши близкие порой не умеют правильно поддержать. А чувство вины разрушает. Поэтому, могу предложить вам свою помощь и поддержку.
Психолог, психолог- консультант.
Здравствуйте, Виктория!
Соболезную вам. Это тяжелое испытание. Тяжелый выбор и тяжелые эмоции.
Независимо от срока беременности, то, что вы переживаете- это переживпние утраты.
Плюс и на физиологическом уровне это тяжело для организма (сначала перестройка под беременность- гормоны- теперь восстановление к добеременному гормональному фону)., гормоны влияют и на эмоциональное сотояние, и на когнитивные процессы. Организму нужно теперь время.
Чувство вины, так как , скорее всего, у вас есть свои моральные ценности и свое отношение к теме аборта. Чувство вины это вообще гидра, оно разрастается крайне быстро, и винить себя приходится за практически все. И это ложно! Самое губительное чувство- вина. Вина и стыд.
Все вкупе это давит тяжелейшим грузом.
Так что ваше сотояние на сегодняшний день понятно, апатия, слезы, полная потеря равновесия.
Работа с психологом поможет вам проговорить то, что давит изнутри, вытащить подавленные эмоции, отгоревать по своей потере, рассмотреть вместе со специалистом и принять свой выбор, его причины и мотиывы, вместе с тем перестать винить себя, найт  снова в себе силы жить дальше.
Все это лучше проговорить на консультациях, постепенно будет становится легче.
Прежде чем решитесь на консультацию, почитайте/ посмотрите про стадии переживания утраты, реакцию острого горя- в вашей ситуации это тоже актуально.
Чувство вины может сменяться злобой, гневом, обвинением других. Кратковременно это нормально. Однако, тобы не затянуло, и это стоит проработать с психологом.
Если есть финансовая  и временная возможность- приходите на консультацию. Все же лучше бдет себе помочь, чтобы все эти эмоции не утащили вас или в депрессию, или в соматику.
Пишите, если хотите спросить, уточнить, просто поделиться. Отвечу и рада буду поддержать.
Крепитесь. Это - испытание, но время и здесь поможет и залечит раны. Но времени нужен помощник, чтобы все было быстрее и безболезненнее.
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог
Здравствуйте Виктория!  Часто после прерывания беременности, женщины испытывают чувство вины и находятся в состоянии опустошенности или горя, это нормальное состояние после того, что вы пережили. Состояние постабортного синдрома, как раз и проявляется апатией, чувством обиды с увеличением агрессии, раздражительностью и чувством вины. Вы переживаете утрату. Чтобы пережить утрату, надо её прожить.  Я являюсь психологом  фонда "Свет в руках", который как раз помогает женщинам с перинатальными потерями. Если ваше состояние будет ухудшаться, необходима помощь  профессионала.
Психолог
Здравствуйте, Виктория. Это иррациональная вина. С ней можно работать в психотерапии.
Психолог, ЭОТ терапевт
Здравствуй Виктория, примите мою поддержку. Вам обязательно нужно отгоревать и проработать свои чувства в терапии, это ускорит выздоровление . Буду рада помочь.
Психолог
Виктория, доброго времени суток. Мне очень жаль что вам пришлось прервать беременность. Эта тяжелая потеря и для вас, и для вашего супруга. И ее надо прожить. Специалистами отмечаются ряд этапов проживания утраты, которые включают в себя (в обязательном порыдке): шок,  отрицание, торг, гнев, депрессия и принятие. И все эти этапы нужно пройти. Иногда вы будете возвращаться к уже прожитому, и проходить этот "круг ада" еще раз, и значит так надо. Если вы "застрянете" где-то, и не проживете все, то это скоруй всего будет означать,что вы "похоронили" внутри себя эту травму, и как это не печально звучит, "передали" ее своим детям или внукам.
В ситеме Рода все взаимосвязано, мы, кроме генов получаем еще и травматичный опыт наших предков, и особые навыки (когда делаешь первый раз, ничего в этом не смыслишь, и у тебя получается). Поэтому плачьте, горюйте, печальтесь о том, что в этот раз вы не встретились. Злитесь, это тоже важно, на себя, на своего супруга, на доктора... на всех и вся, кто "помешал". Так вы высвободите положительну. энергию, это ваш ресурс для того чтобы пройти этот этап.
Знайте, жизнь никогда уже не будет прежней, слышите, никогда. Не торопите себя, не пытайтесь «забыть» все, а лучше набирайтесь терпения, и идите вперед. Потихоньку, не торопясь, так чтобы найти новые смыслы, ощутить снова желание Жить. Да, нам всем необходимо научиться жить по-новому, по-иному. Сначала с этой безумной болью внутри, что со временем начнет утихать…
Заботьтесь о себе – сейчас это главное. С большой нежностью и любовью к своему телу, к своей психике. Вариант «я все вынесу» ваш любимый? Точно справитесь? Может все-таки помочь? Не стесняйтесь и не бойтесь попросить помощи, это нормально, особенно в такой ситуации. Лучшим вариантом будет работа со специалистом, просто подумайте об этом.
Есть простое упражнение, которое поможет «прожить» горе. Мы не можем остановиться, потому что жизненный поток нас закручивает как ураган. Поэтому каждый день, в определенное время, минут на 20 разрешите себе горевать. Если необходимо включите подходящую музыку, слушайте ее, и плачьте. Вспоминайте, о том что не произошло, о том что не случилось, и плачьте. Плачьте, горюйте. Помните что у этого горя есть таймер, и он прозвенит через 20 минут. Выключите музыку, включите свет, встаньте и пройдитесь, чтобы «закончить» горевание. На сегодня все, продолжите завтра.
Как показывает практика, горечь потери будет слабее, на горевание понадобится меньше времени, интенсивность будет утихать, а желание, они появятся, и пусть они пока не проявляются, пусть это только в вашей голове, со временем все изменится.
Сейчас я погорюю, потом вернусь к Жизни.
Найдите то, чем вы будете заниматься с телом. Это может быть йога или массаж, или пси-массаж у специалиста, бассейн или просто длительная ходьба, смысл в том, чтобы и тело расправить. От горя тело скукоживается, появляются зажимы, которые вам вредят. Поэтому забота о теле просто необходима.
Ну и еще, рисуйте, лепите, сочиняйте стихи и пишите рассказы. Это все тоже помогает прожить горе. Это помогает научаться жить иначе.
Если понимаете, что не справляетесь самостоятельно, не затягивайте, идите к психологу, к священнику, к друзьям. Вы можете писать посты, или разговаривать о том что случилось с родными. Важно говорить, и получать слова поддержки, важно быть услышанным.
И конечно подумайте о своем здоровье, о том что пока не время. Посмотрите фильмы: "Август Раш" и "18 подарков"
Берегите себя
Клинический психолог. Психотерапевт.
Стоит обратиться к врачу - психотерапевту.
Психолог
Виктория, здравствуйте!
Сочувствую вам, вы пережили большую потерю, вам пришлось самостоятельно отказаться от зародившейся жизни. Это действительно очень больно и вы переживаете сейчас утрату , находитесь в состоянии горевания. То , что вы чувствуете, все эмоции , которые проживаете они объяснимы.
Вам важно сейчас не оставаться наедине со своим страданием, если есть рядом люди , которые готовы разделить ваши переживания будьте с ними , делитесь своими чувствами, мыслями.
Но чтобы ваше состояние не усугубилось обратитесь к психологу, чтобы вам могли помочь прожить все эмоции и отгоревать вашу потерю .
Если вы рассматриваете обращение к специалисту, могу предложить свою помощь.
Психолог, Психотерапевт
Виктория, здравствуйте! Похоже, Вам сейчас очень больно и горько, Вы переживаете подавленность, растерянность, отчаяние, чувствуете себя как-будто, выбитой из колеи...Как будто бы, жизнь остановилась, хоть Вы и понимаете, что здесь нет Вашей вины, что иногда это оправдано ради сохранения Вашей жизни и здоровья, ради Ваших малышей, которым нужна мама, здоровая и счастливая, которая сможет дать им внимание, заботу, нежность и любовь, и никто им не заменит Вас, их мамы. Так ли это, что Вы сейчас всматриваетесь в Вашу историю, и хочется найти то, на что можно было бы опереться в это "темное"время, хочется  понять как же справиться с таким горем, как вернуться к жизни и в эту жизнь, которая течет здесь и сейчас? Пусть поможет Вам Господь справиться с таким испытанием
Психолог, эмотолог
Я очень вам сочувствую! Трудно представить как вы себя чувствуете...
Вам нужно отплакать свое горе. Это нормально и естественно. Более того- это нужно сделать. Отгоревать, плакать. Если вам будет легче, то можете сделать это с психологом. Он даст вам необходимую поддержку, т к одной это трудно пережить.
И конечно, потом нужно вернуться к своим 3ем деткам, которые считывают ваше состояние. Особенно младший ребенок, который слит с вами. Вы очень значимый и важный человек в жизни своих детей. Сосредоточьтесь на них и их жизнях, старайтесь чередовать свои состояния, чтобы ваши дети не чувствовали себя обделенными вашей любовью.
Но не забывайте правило самолета "сначала маску надевайте на себя, потом на ребенка" , это значит, что сначала надо дать себе сил и любви столько, чтобы давать ее  своей семье.
Если у вас есть вопросы- пишите в чат
Психолог-сексолог
Добрый день. Сейчас Вы насало проживать стадии горевания. Для того, чтоюы не зациклиться на каждой из них и экологично справиться с этой ситуацией, лучше обратиться в терапию.