спрашивает: Катя (Москва)
Добрый вечер
За последние несколько лет в моей жизни произошло много изменений, все было хорошо, вышла замуж за друга детства, но год назад у него обнаружили рак, весь год пролетел как день, работа, больницы, переживания. И вот, 25 дней назад он умер, до последнего дня была с ним, надеялась на хороший исход. Но проблема в том что полгода назад у меня как будто пропали все чувства, я любила его, постоянно была рядом и поддерживала, сама очень сильно нервничала, но потом все пропало, как будто теперь все проходит на автомате, я перестала нервничать, радоваться, внутри пустота. После похорон рыдала раза два (за что себя очень виню, он умер, я должна плакать) как будто нет чувств, хочется лежать и молчать, перестала общаться с подругами. Родственники и друзья поддерживали первую неделю, но и поддержка мне особо не нужна. Почти всю ночь просто лежу, если засыпаю, то ощущение как будто задыхаюсь, хотя вроде не нервничаю, работу взяла на дом, сдала билеты на море, не хочу смотреть на счастливые лица
Знакомая сказала нужно идти к психологу, но я не знаю что ему говорить, да и не хочу, не хочу вспоминать что происходило за этот год и ковырять больную рану
Нужен ли психолог в моем случае? Или это нормально и со временем пройдет само?

Ответы и советы психологов
Психолог, психолог- консультант.
Здравствуйте, Катя!
Соболезную вашей утрате!
25 дней назад- это практически вчера. Слишком рано, чтобы о чем-то говорить. Сейчас у вас острое горе, утрата. У этого есть свои стадии. Посмотрите/ почитайте про стадии переживания утраты, вы будете проходить их все.
Абсолбтно частое явление, что сразу и "не плачется". Однако, это, увы, тяжелее, чем когда человек рыдает сутками навзрыд. Сильная боль, которая не находит выход, они рано или поздно прорвется, но уже в самый ненужный момент и с тройной силой, иил же может перейти в соматику. И то, и то желательно не допустить.
Поэтому , конечно, будет хорошо с психологом поработать. Аккуратно медленно, шаг за шагом. С тем, с кем будет контакт, доверие, симпатия, с кем будет комфортно.
Можете начать сейчас, не обязательно сразу ковырять глубоко. Можете немного попозже, месяца через 3,
Сейчас же я бы рекомендовала идти к неврологу или психиатру (не пугайтесь), чтобы он мог вам поддержку медикаментозную подсказать, так как есть вероятность, что у вас может быть клиническая депрессия. Только врач это опровергнет или подтвердит.
Чувство вины ваше- ложное, сами понимаете. Нет обязанности именно определенное количесвто часов прорыдать. Вы переживаете интенсивно, но очень глубоко. Но такое чувство вины- тоже частое явление у тех, кто похоронил близкого, но не может выдать реакию во вне.
Возможно, первое время хорошо поработать из дома Но потом я бы очень рекомендовала возвращаться в офис. Так как это даст больштй стимул вашнму мозгу не "застыть" в его оцепенении от горя.
Ваша утрата невосполнима, это тяжелейшая потеря. Но, как вы сами пишите, время залечит и эту рану. Жизнь ваша продолжается, муж точно хотел бы, чтобы вы не погрузились в полную апатию и продолжили жить без боли.
Как итог:
время поможет, но нужно контролировать, не началась ли депрессия.
Не сидеть долго в изоляции (на Ибицу не стоит, а вот работа, парк, сад, сквер, дача подруги- это хорошо)
посетить для консультации (вы можете потом еще решать, принимать лекарства, или нет, если их вообще еще назначат) невролога
начать подыскиваь психолога для работы в мягком, поддерживающем формате
Сейчас больно и еще будет болеть. Всегда так.
Не торопите себя, но и держите "руку на пульсе".
Держитесь.
Пишите, если есть вопросы иил захочется чем-то поделиться.
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог
Встречаясь с теми, кто переживает потерю, люди часто отстраняются. Отчасти, чтобы не соприкасаться с чужим горем, а через него - со своим собственным страхом и болью. Отчасти от смущения: они просто не знают, как утешить того, кто потерял нечто важное...
И даже психологи порой не хотят работать с темой утрат и потерями, им сложно. Вы пережили сложное время и эти испытания судьбы потребовали от вас много ресурсов и теперь, чтобы не сойти с ума, психика защищает вас вытесняя вашу боль, поэтому вы не хотите это вспоминать.   Пережить горе - вовсе не означает забыть ушедшего, перестать говорить о нем или научиться делать вид, что ничего не произошло. Пережить — это значит осознать случившееся, принять произошедшие изменения в жизни, адаптироваться в измененной ситуации. Это значит не загонять внутрь свою боль, поскольку это не избавляет от нее. Но постепенно сменить страдание и боль на спокойную, светлую память. Если вы позволите себе проживать ваше горе со всеми его переживаниями и чувствами, постепенно боль сменится светлой грустью. Отрицая же чувства, горе может остаться непрожитым и даст о себе знать однажды, когда вы этого  не ожидаете... Я работаю с темой утрат и могу быть рядом!
Психолог
Здравствуйте, Катя. Вы немного застряли в своих переживаниях. Похоже на фазу депрессии.
Психолог-консультант
Добрый день, Катя!
Только за вами право решать, нужно ли вам обратиться к психологу сейчас или нет. Понимаю ваше нежелание ковырять больную рану, но если внутри сейчас пустота, это может говорить о том, что какие-то чувства вы не позволяете себе проживать в полной мере – и тогда пойти в них для облегчения своего состояния рано или поздно придётся.
Конечно, прошло ещё очень мало времени, чтобы можно было утверждать, что это осложнённое горевание, с которым нужно обратиться к психотерапевту. Плюс у проживания утраты есть свои этапы ("стадии горевания"). В среднем оно длится год, и в течение этого примерного срока все чувства нормальны. Утрата всегда неизбежно оставляет шрам в душе, но в норме не должна приводить к затяжной депрессии.
Но не обязательно ждать целый год, чтобы попытаться сделать себе лучше. Если вы чувствуете себя плохо, это уже повод обратиться, даже с учётом, что это нормально в течение какого-то периода. Потому что психолог может стать хорошей поддержкой в проживании этого непростого периода в вашей жизни.
Сил вам!
С уважением,
Арина Ларичева
Психолог, клинический психолог, кризисный психолог
Здравствуйте, Катя. Мне  очень хотелось, чтобы такого не случалось, но изменить произошедшее я не в силах. Проживание горя происходит по стадиям.  И хотя все мы разные, но проживание горя имеет общее для всех. Чтобы отгоревать требуется не менее года (время когда вы все праздники проживете без мужа). Ваша стадия похожа на апатию и оцепенение. Через некоторое время это сменится агрессией и гневом. Вы будете злиться на тех кто живет и здравствует. Или будете задавать вопрос: почему мой хороший и достойный умер, а вот тот алкаш и забияка жив... И это тоже будет работа горя. Потом последует депрессия, а после принятие того, что случилось и уже не изменится. Если сейчас вы не чувствуете потребности выговориться или что-то менять, то можно обойтись без психолога.
Психолог
Катя, здравствуйте! Вам решать. надо ли идти к психологу.  Но я выскажу свое мнение: прошло еще очень мало времени после трагического события, которое Вы описали, Вам надо отгоревать, причем не сдерживаясь, не стесняясь своих слез.     Хочу выразить Вам свое сочувствие, дать мысленную поддержку.
Процесс горевания может длиться около года. Если за этот период Ваше состояние не улучшится, и Вы по-прежнему будете плохо себя чувствовать, избегать полноценной жизни, общения с людьми, то тогда надо обратиться к специалисту. А пока могу рекомендовать Вам больше гулять на природе, выходить на свежий воздух и позволять себе дышать  как в прямом , так и в переносном смысле. Не замыкайтесь " в четырех стенах", а попробуйте пообщаться с деревьями, растениями, цветами на прогулках в парке, лесу и т.д. Покормите белочек, послушайте пение птиц , посидите у пруда с прохладной, прозрачной водой.
Найдите для себя любые возможности, поводы чтобы выходить из дома на прогулки  -  это  поможет Вам вновь "задышать полной грудью", наполниться жизненной силой, чтобы жить дальше, быть , проявляться во благо себе и окружающему Вас миру.
Психолог, эмотолог
Да, вам нужно к психологу, чтобы прояснить прежде всего для себя все эти проявления и выбраться из них. И чем скорее тем лучше. Найдите того, кто работает с утратой.
Психолог, коуч, биопсихосоматолог
Добрый вечер, Катя! Да, в таком состоянии лучше обратиться к психологу или психотерапевту. Необязательно рассказывать о прошлом, если не хотите. Есть настоящее и будущее. И думаю, что хорошо бы пройти полный цикл горевания (станет значительно легче уже от этого). Дайте своим чувствам быть.
Психолог-сексолог
Странно, что Вы хотите помощи, но не готовы обращаться за помощью. Подумайте, про что это у Вас? Можно копаться в своих мыслях годами, перемалывать в себе тысячи чувств каждый день, если Вы дейсивительно считаете, что это поможет, то это Ваше право. Но, если Вы не чувствуете в себе силы, ресурса и т.д, то зачем ждать? Чем дольше Вы находитесь ч деструктивном состоянии, тем сложнее будет Вас оттуда вывести любому специалисту. К тому же длительность негативных ощущенией приводит к психосоматическим заболеваниям. Просто подумайте, что для Вас дейсвительно Важно?