спрашивает: Светлана (Иркутск)
Доброго времени суток!
Хотела бы обратиться к вам со следующей ситуацией.
Недавно (1-1,5 месяца назад) расстались с парнем, по его инициативе. Основная причина расставания – он не готов дать мне то, что мне нужно, и не готов к серьёзным (по его мнению – рутинным) отношениям в принципе. Мол, друзья, собственные цели и начинания на первом месте. А со мной он хотел бы сохранить "очень хорошие дружеские отношения".
Вроде бы понимаю, что время идёт, возможные вопросы с ним в течение времени обсуждены (я узнала то, что его не устраивало, мы сами в ходе диалога пришли к тому, где оба накосячили), и что надо идти дальше. Я его не могу ни в чем винить – разве что в том, что он впоследствии о своих недовольствах, сомнениях и переживаниях не говорил. Я вину вижу в себе. Что это я его довела своими поведением, где-то словами, поступками. Грубо говоря, что я сама "убила" его чувства. Хотя я ни в коей мере этого не желала: наоброт, мне были ценны эти отношения, я старалась вкладываться в них и проявлять открыто чувства к нему. Я всегда спокойно и честно говорила с ним, что меня не устраивало, хотя в последний месяц отношений с этим мог быть перебор, честно признаюсь (преимущественно из-за желания, видеться с ним чаще, а он встречался гораздо больше с друзьями. Тут я чаще всего говорила: "Я всё понимаю, и ни в коем случае не ограничиваю тебя во встречах с друзьями. Вы договаривались, вы проводите вместе время, это здорово. Но мне тоже хотелось бы видеться с тобой не 1-2 раза в неделю"). Я старалась говорить ему много приятных слов, не скрывать своих чувств ("Очень скучаю!", "Обнять бы тебя сейчас", обнимать, брать за руку, целовать, так как он очень тактильный и с самого начала просил о такой инициативе с моей стороны). Всегда интересовалась его жизнью, слушала с искренним интересом, что он рассказывал, запоминала многие детали. Старалась по собственной воле заботиться – подвозить, например, еду к работе, или когда он собирался сначала на дачу с друзьями, а на следующее утро ему нужно было уезжать на подработку в дом отдыха, я ему купила покушать в дорогу с ребятами, покушать и выпить энергетика (иногда, не высыпаясь, он их пьёт) в дорогу уже утром. Всё это делалось не для получения чего-то конкретного, а потому что мне хотелось его порадовать и позаботиться о нём. И он, безусловно, многое для меня делал, за что я ему благодарна до сих пор: его не надо было просить, упрашивать помочь – он много в чем помогал. Он тоже не скрывал своих чувств, говорил много приятного, проявлял инициативу во встречах, тоже сразу вначале говорил, что ему не нравилось, и мы спокойно обсуждали это и приходили к общему мнению и пониманию.
Я просто впервые за долгое время испытала сильные романтические чувства к человеку. И впервые меня, конечно, бросили. Мне не обидно, а искренне жаль, что мне не дали шанса узнать сразу, в чем я виновата, где я причинила ему сильнейшую боль, чтобы знать его потребности и мнение и дальше спокойно меняться, адаптироваться. Мне жаль, что я привязалась к нему по-настоящему, а у него, как он сам утверждал, чувства прошли и были сомнения в течение месяца до самого расставания, ведь это вполне может быть по моей вине. Мне жаль... И есть эти преследующие чувство вины и желание всё вернуть.
Скажите, пожалуйста, как в данном случае мне побороть чувство вины и это желание? Потому что время идёт, он вряд ли вернётся – в этом плане если он сказал / поступил так, значит это окончательно – а чувства есть, и только стоит взять себя в руки, так опять накатывает. Заранее спасибо за ответ!

Ответы и советы психологов
Психолог. EMDR, КПТ. Член Ассоциаций EMDR России, Когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП). Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ).
первая консультация - БЕСПЛАТНО!
Помогаю справиться с проблемами: психотравмы, панические атаки, насилие, тревожность, депрессивные и кризисные состояния, ПТСР, кПТРС, проблемы с самооценкой, а так же события из детства, которые мешают жить до сих пор. Подходы: КПТ и ДПДГ/EMDR (рекомендован ВОЗ), логотерапия, экзистенциальный…
Здравствуйте, Светлана. Прежде всего, хочется Вас поддержать в той слойжной ситуации, которую Вы переживаете. Расставаться - тяжело. Держитесь!
Виновата - это, например, когда я разбила мамину любимую чашку, и мама переживает. Или, например, когда не сдала вовремя отчет на работе и весь отдел лишился премии. То есть есть какой-то конкретный вред, который возник в результате моих действий.
Я читаю Ваш вопрос и понимаю, что Вы очень ответственный человек. Это с одной стороны хорошо, с другой - ответственные люди, могут брать ответственность даже за то, на что не могут ни влиять, ни контролировать. Смотрите, Вы пишите: "Я его не могу ни в чем винить – разве что в том, что он впоследствии о своих недовольствах, сомнениях и переживаниях не говорил. Я вину вижу в себе..." Но ведь в отношениях с людьми есть не только Вы. Есть еще и Другой. И у него могут быть свои желания, свои ожидания, свои цели... И эти цели - его и Ваши - могут не совпадать. И тогда этот Другой может выбрать не Ваши цели. А свои. Просто потому, что у Вас с ним цели - разные. Если были бы одинаковые - то вы бы и дальше были вместе. Но они - разные. И он выбрал себя. Так бывает. И в этом никто не виноват.  Просто каждый идет той дорогой, которую он выбрал.
Вы не можете заставить его любить Вас. Увы (( Но Вы можете начать заниматься собой, узнавать себя, чувствовать СВОИ желания (не ради кого-то другого, а ради Вас самой), поработать над своей самоценностью, самооценкой... А там, глядишь, найдется еще какой-то еще Другой, чьи цели совпадут с Вашими )
И хочется спросить: Где же Вы научились во всем винить себя? У кого? Не мешает ли Вам это умение жить? Вам и так сейчас тяжело. А Вы еще себя и виноватите. ..Зачем?
Если надумаете, обращайтесь ) Будем подниматься Вашу самоценность и освобождать ее от чужой вины )
Психолог
Добрый день, Светлана! Ваши чувства - это зависимость, а не любовь. Вы можете об этом прочитать в моей статье на эту тему:
https://psiholog.ru/article/2957
Если будет нужна моя помощь, обращайтесь!
Психолог
Добрый день. Вы не виноваты в его чувствах. Это слова, но попробуйте их произносить для себя. В отношениях всегда важны цели и задачи, и лучше их проговорить, чтобы не было недосказанности. Если он изначательно не обещал вам дать то, что вы хотели, и вы об этом в самом начале говорили, и приняли это, согласились на эти условия - то здесь нет обмана в ожидании. Если было по другому - надо разобраться что и как... Если думалось, что само образуется, но не было конкретики - это всегда размыто. Надо говорить правду - в этом сила.
Психолог
Здравствуйте, Светлана! А за что именно себя вините и что конкретно послужило причиной расставания?
"Я его не могу ни в чем винить – разве что в том, что он впоследствии о своих недовольствах, сомнениях и переживаниях не говорил." - тогда зачем вы на себя столько ответственности сейчас берёте, если он не говорил о том, что у него в голове?
"тоже сразу вначале говорил, что ему не нравилось, и мы спокойно обсуждали это и приходили к общему мнению и пониманию.". А сейчас что поменялось?
"а у него, как он сам утверждал, чувства прошли и были сомнения в течение месяца до самого расставания". Так почему и это с вами не обсудил?
По-моему здесь не конкретно ваша вина, а обоюдная.