спрашивает: Галина (Омск)
Здравствуйте!
Начну как в сказке….Живёт семья, обычная семья. Мама, пап, трое деток и всё у них хорошо, мирно и дружно. Папа работает в поте лица своего, мама создаёт уют, растит детей, занимается домом. Так день за днём, неделя за неделей прошли 30 лет. Дети выросли живут уже своей жизнью, муж продолжает работать и только мама осталась «у разбитого корыта». Карьеру не сделала, здоровье растеряла совсем, подруг не осталось. И теперь крутится моя жизнь только внутри квартиры. И наступила ПУСТОТА, потерялся смысл в жизни. Ощущение, что я выполнила полностью свою миссию в этой жизни. Я — никто! Я потерялась. Порою накатывает полное равнодушие ко всему, что происходит вокруг. Жизнь по инерции. Нет, я не собираюсь накладывать на себя руки, но и умирать не боюсь. Это очень гнетущее состояние.
Очень много написано книг для домохозяек с детьми, но нет ни одной для домохозяйки под 50 лет.
Где найти мотивацию и куда плыть дальше? Чему радоваться и ради чего жить? Книги, лекции, .youtube каналы, просто добрый совет. Буду рада всему, лишь бы выбраться из этого состояния.
Буду вам благодарна.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Галина!
У вас это состоняние по причине отсутствия цели. Раньше  до семьи и детей у вас были свои желания и вы к ним стремились. Появилачь семья, новые обязанности и ответственность, дети  - и все эти факторы стали вам выставлять цели, желания и потребности ушли на 2й план.
Вы 30 лет жили в таком режиме -как сейчас говорит молодежь -  достигаторства. Перефразируя, вы участвовали в марафоне, где одна цель сменяла или дополняла другую. И вот вы перебежали финишную ленту... вот она победа, у вас хорошая семья, дети, всё что нужно для счастья....но радость от победы неполная.
Почему?
Потому что вы так долго бежали, участвовали в этой гонке что забыли а что это такое жить в СВОЁ удоволтствие, жить для себя,  жить СВОИМИ интересами (а не детей и супруга).
Поэтому вам просто нужно принять этот факт, вы победили! Но это не значит, что лечь на газон и  не двигаться. Нет. Отдохните, подумайте, а чего вы хотите? У вас точно есть мечта или интересное занятие, которые не удавалось раньше воплотить (то времени нет, то другие важные дела...), а сейчас у вас есть время!
Чем вы хотите заниматься? Чем бы вы хотели заняться?  Пусть это даже будет смешно или странно, но почему бы не попробовать?!
Психолог экзистенциального направления психотерапии или специализирующийся на возрастных кризисах, семейный бесспорно помогут. Но и самостоятельно вы тоже можете разобраться с тем, какая у вас мечта и следующая цель.
Чтобы не плать по течению, попробуйте получить новые знания или профессию бесплатно для граждан от 50 лет в рамках национального проекта Демография Содействие занятости. Там и очный и заочный формат, как удобнее. Выбор профессий и курсов огромнейший (и технические науки, и гуманитарные - глаза разбегаются ).
Даже просто выбирая для себя направление, вы начнете движение, у вас появится цель (а на кого мне пойти обучится? Чем я хочу заниматься? Что  мне было бы интересно?).
Может эта профессия и станет тем делом вашей жизни, на которое раньше просто не было времени.
Психолог
Здравствуйте,Галина.Вы,попросту,забыли,когда рожали первого,что женщина реализовывается во всех сферах,то есть,не только реализовать себя в роли мамы,но и в роли женщины,жены,коллеги по работе,самодостаточной личности.Но,Вы себя сами ограничили(или.муж так хотел),и жили половинчатой(если не четвертичной) жизнью.Это ошибка Вашей стратегии.В норме,Вы понимаете,что дети растут,и роли мамы не достаточно.Но,Вы отказались от всех ролей,выбрав самую безопасную для того возраста.И она Вас завела в тупик.Опасность в том,что Ваша самооценка за все эти годы рухнула.Поэтому,сегодня Ваша задача-восстановить(или поднять еще выше),Вашу самооценку,потом спросить себя -Чего я хочу в социуме,и потом начать что-то делать или идти на курсы,получая профессию.Чего Вы захотите,сейчас не ясно,так как,Вы смотрите на себя снизу,не зная своих истинных способностей.Поэтому,сначала растем до высоты птичьего полета,а потом уже думаем,чего хотим.Помочь может личная разговорная терапия,которая,как минимум,способна Вас сопровождать.Обращайтесь,смогу помочь.
Психолог
Здравствуйте! Начните с маленьких желаний, маленьких "хочу", потом подтянуться большие. Вы жили ради кого-то другого/других, теперь начните жить для себя. Для этого вы и были рождены - жить, получать удовольствия, радоваться жизни. У вас впереди столько лет жизни! Что хотите ощущать, чувствовать? Представляете впереди ещё 40-50 лет, а может и больше. Как проживёте? Сочиняйте свою жизнь, не из надо, а из хочу. Вы молодая женщина! Если любите детей, уют, может быть родите ещё одного ребёнка. Мечтайте, в конце концов.
Психолог
Здравствуйте, Галина!
Состояние, близкое к апатиии- очень тяжелое. Это действительно пустота. И это одно из самых гнетущих состояний.
Чтобы выбраться, нужно не только искать новые смыслы, но самое основное- проработать ограничивающие убеждения , которые мешают наслаждаться жизнью и видеть свои желания и возможности.
Примеры убеждений:
домохозяка без детей = курица
домохозяйка с выросшими детьми= лентяйка
от домохозяек мужья гудяют
домохозяйки неинтересны, так как деградируют
жить нужны ради чего-то/ кого-то
я должна приносить кому-то пользу
я не заслуживаю есть хлеб, который приносит мой муж
я дармоедка
я не заслужила отдыхать
я обязана трудиться
люди должны видеть, что я не лентяйка
растить детей не может быть самым важным занятием
нужно совмещать карьеру и детей
без карьеры жизни нет
И т.д.
Нужно найти те, что откликаются вам, так как сами понимаете, что эти убеждения - голая неправда, косное убеждение, которое не дает радости просто быть.
Убеждения нужно найти, проработать их истрию и связанные с ними подавленные эмоции, построить новые убеждения.
Все это можно сделать на консультациях.
Ну и конечно, нужно выяснить, нет ли кого-то в окружении, кто вас постоянно обесценивает, подрезает вам крылья, гнятет упреками и т.д.
Я предлагаю вам выделить время и средства на раюоту с психологом. Это и консультации, и домашние задания. Это хороший вклад в себя.
Каналы: ищите просто по ключевым словам:апатия, потеря смысла жизни т т.д. Кто-то да откликнется. Но это все дополнение к полноценной индивидуальной работе.
Задавайте больше вопросов, ответы разных специалистов в свою очередь и вас наведут на новые мысли.
И да: физическое здоровье тоже играет роль. Проверьте гормоны, железо т т.д.
Пишите, если захотите поработать со мной в режиме онлайн консультаций.
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог
Здравствуйте, Галина !
модно представить ваше состояние , что вы чувствуете опустошение .
ваше семейное гнездышко опустело , дети вышли во взрослую жизнь , у вас освободилось время . Да и все идет не по такому сценарию "как у всех" -"дом-работа-дом".
50 лет прекрасный возраст молодой , но зрелой и мудрой женщины. Вы говорите выполнили свою миссию в жизни . Так почему бы взять и активировать новую миссию . Только направлена эта миссия будет уже не на других , а на  вас . При этом вы будете жить и радоваться , ведь с первой миссией вы справились хорошо, вырастили детей . Как уже многие говорили обратите фокус внимания на себя ! Вспомните , чем вы хотели заниматься и откладывали , какие у вас есть деланные хобби , а может эти увлечения можно превратить в заработок . А может вам нравится печь  торты , может шить , а может просто вы хотите пойти на йогу или в бассейн , да что угодно.
Говорите растеряли здоровье -поправьте то , что можно подлечить . Найдите общение по интересам , думаю у вас в городе есть мероприятия различной направленности )
Делаю вам найти свое предназначение, если будет потребность пообщаться в формате консультации буду рада помочь )
Психолог
Здравствуйте! Да, действительно похоже на кризис. Необходимо искать новые способы получения удовольствия. Пробовать то, что давно хотели, но откладывали. Составлять списки и пробовать делать. Готов оказать психологическую помощь.
Психолог
Добрый день, Галина! Я рекомендую вам мою статью на тему счастья и смысла жизни:
https://psiholog.ru/article/2956
Там есть рекомендации по книгам, в которых много историй о том, как в 50, 60, 70 лет жизнь только началась! Важно понять, что вы хотите и идти в этом направлении. Вы очень долго жили жизнью других, и вам понадобится время для того, чтобы понять "а что хотите вы?".
Если будет нужна моя помощь, обращайтесь!
Психолог
Галина, добрый вечер.
Когда Вы смотрите на свою жизнь из дефицита, т. е. из того чего Вам не хватает, то испытываете такие болезненные чувства.
А если взглянуть под другим углом?
У Вас появилось много свободного времени, от Вас не зависят Ваши дети. Вы наконец-то можете посвятить время себе, тому на что раньше не хватало времени, сил.
Это может быть и спорт, и танцы, другие программы для здоровья, женский клуб, волонтёрские программы, походы, а может быть и учёба. Может освоить музыкальный инструмент. Или замахнуться на новую профессию. Может невостребованы оказались Ваши знания, и самое время найти им применение?
Сейчас Вам кажется, что свою миссию Вы уже выполнили, тогда и смыслы утрачены.
В чем мог бы быть смысл Вашей жизни, когда Вы зрелая, опытная женщина? За Вашими плечами воспитание трёх детей.
На что было бы не жалко потратить свою жизнь?
Что можете дать миру, людям, себе?
Желаю Вам найти свои смыслы)
Психолог
Здравствуйте Галина, у вас настал период , когда пора познакомиться с самой собой и понять чего ВЫ хотите. Раньше вы жили для детей ,семьи , в ввыполнили свой долг и пора научиться жить для себя! Вы есть. Вы ценны. Спросите себя а чего вам хочется . Чем хочется заняться?