спрашивает: Денис (Новосибирск)
Добрый день!
У меня очень сложный вопрос ( для меня наверное ).
Не знаю с чего начать, но попробую: У меня мама ( 45 лет ) раньше была обычным среднестатистическим человеком, ничем особо не выделяющимся среди остальных, адекватное поведение, психика и нервы в полном порядке, в общем все было прекрасно. Но однажды ушла из жизни бабушка ( ее мама ), так вот с того момента я особо еще не замечал какого-либо изменения в ее поведение. Спустя примерно год, она растянула связку правой кисти и уже около 7 месяцев до сих пор сама ничего практически не может/хочет делать, даже самые простые вещи, она стала крайне обидчива на любое ей не понравившееся слово, если что-то не сделать по ее просьбе или случайно сделать не так, ТО ВСЕ, ты для нее становишься враг номер 1 и она уходит в истерику на несколько дней!!! Также она стала бояться открытых форточек, стала мыть руки по 50 раз в день даже когда это совсем не нужно и заставлять это делать всех ( иначе она опять обидиться и будет истерика ), стала бояться абсолютно каждого движения рядом с ней ( опять же сразу начинает срывать ), а когда она срывается, она просто не хочет жить или хочет уйти из дома, говоря что ее никто не любит и она никому не нужна ( но у нас дома есть младшая сестра ( 8 лет ) и только ее она воспринимает как человека, нас же с Папой она просто не ставит практически ни во что ). И да, забыл упомянуть, при истериках, она постоянно может говорить фразу "Мама помоги мне, почему ты мне не помогаешь" ( опять же повторюсь, что ее уже как больше года нет ). К психологам и психиатрам она идти не хочет, на все разговоры о ее проблемах она либо глупо смеется, либо опять же обижается и все. Из дома практически не выходит, только на лечение руки, либо редко на прогулку.
Очень прошу вас помочь мне разобраться в этой ситуации ( Парень 20 лет ), так как я не хочу потерять еще и маму и ждать того, когда она действительно может сойти с ума...

Ответы и советы психологов
Психолог
Судя по тому, что Ваша мама делает, она уже сошла с ума.
И относиться к ней необходимо, как к психически больному человеку. Которому уже давно нужна помощь специалистов. Без этой помощи её болезнь будет прогрессировать гораздо быстрее.
Вы же стараетесь относиться к ней, как к психически здоровой. Тем самым лишая её возможности получить помощь психиатров.
Словами, обращёнными к маме, Вы ничего не измените. Психические болезни - это болезни. Они не лечатся словами. А только медицинскими препаратамии и прочими соответствующими средствами. И только профессионалами.
Вопрос, как сделать так, чтобы психически больной человек, ещё не признанный официально таковым, но уже по факту им являющийся, всё же получил помощь - вопрос лежащий в юридической сфере, а не в психологической.
Вызванная Вами психиатрическая бригада не сможет госпитализировать больного без его согласия, таков закон. Если нет возможности доказать, что  своими действиями больной человек наносит вред себе и/или окружающим. Но всё это можно решить с помощью юристов и врачей-психиатров.
А найти хорошего юриста и хорошего психиатра, которые посоветуют, что нужно сделать, чтобы положить маму в больницу на обследование - дело техники, труда и времени.
И только после проведения стандартного обследования в психиатрической клинике можно отрицать или подтвердить диагноз. А не верой в то, что "это, наверное, не так..."
Психолог
Здравствуйте Денис, Маме нужна помощь специалиста психотерапевта  вы убедите ее в этом,Дома  важно ваше спокойное  отношение  полезно прогулки беседы с ней найдите к ней  подход,Надо чтобы она больше двигалась выполняла хоть какую работу  по дому, Старайтесь ее отвлекать пускай попробует младшая сестра ,Ваша забота много значит она поправится,Уйдут фобия  невроз навязчивых состоянй но  чтобы быстрее ваша мама поправилась  курс лечения ей необходим, Поговорите с ней  чобы она  поверила что надо жить   преодолевать трудности  найти здоровье,
Психолог, эмотолог
Смерть вашей бабушки, явилась неким спусковым крючком для нее. Я могу предположить, что она не прошла свою сепарацию (отделение) от своей мамы и была очень от нее зависима (ее мнение, ее желания, ее состояния)- вы такое замечали, когда бабушка была жива? Какие у них были отношения? К сожалению, помочь человеку, который не видит проблемы- невозможно. Что вы можете сделать? Да просто быть рядом. Не втягиваться эмоционально во все, что она делает. Да, это не просто, но надо постараться, раз вы с ней живете. Конечно, в идеале, маму надо к специалисту, я думаю, что у нее и окр и птср (затяжное горе после смерти). Ей нужна помощь. Может ее нужно выслушать? Ее страхи ее боль... но сможет ли она довериться вам? И это еще может травмировать маленькую сестру. Кстати, может именно этот довод заставит ее обратиться к специалисту?
От вас: не вступайте в конфликты, не втягивайтесь эмоционально, на все отвечайте "да, мам, хорошо мам, мы тебя любим мам" там где нет сопротивления, нет игры (нет эмоциональных качель) и ваша мама будет "сдуваться" каждый раз, натыкаясь на принятие и любовь с вашей стороны. У нее куча подавленных эмоций. Увы!
Если есть еще вопросы- пишите мне в чат.
Психолог, коуч, биопсихосоматолог
Добрый день! За маму вы ничего не сможете сделать. Хорошо было бы её убедить со специалистом поговорить. Видимо, у неё с её мамой сепарация не была завершена (завершить тогда сейчас), не отгоревала полностью уход мамы и не отпустила её (с этим работать). Вы можете с собой поработать. Как чувствуете данную ситуацию? Какие эмоции идут? И с этим работать самому. Если с мамой, что случиться, то что? Что я чувствую? Страх? Какой именно? и т.д.
Психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт
Добрый день, Денис!
Похоже что на фоне тяжёлого стресса у вашей мамы возникла обессильво-компульсивное расстройство психики.
Это психическое расстройство, проявляющееся в непроизвольно возникающих навязчивых, мешающих или пугающих мыслях — обсессиях, а также в том, что человек постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной этими мыслями тревоги с помощью столь же навязчивых и утомительных действий — компульсий. Стала мыть руки по 50 раз в день  - очень характерный для этого расстройства признак.
К психологам и психиатрам она идти не хочет, тогда давайте попробуем "мягкий вариант". Предложите маме (ненавязчиво) пройти классический тест Эллиса онлайн на наличие подсознательных негативных иррациональных установок:
https://psytests.org/personal/ellis-run.html
Он минут на 15-20, достаточно информативный, выявит уровень её подсознательных негативных проблем, с которыми работает когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Это вербальная психотерапия, без таблеток. Может мама заинтересуется.
В конце теста краткое описание метода.
Напишите, что получилось (цифрами или скрин), обсудим (бесплатно). Лучше прямо на почту:
ernest.splan@ya.ru
Дальше решим, что делать.
Успехов!