спрашивает: Саша (Санкт-Петербург)
Здравствуйте. 26лет. В последнее время наблюдаю у себя проблемы с вниманием и памятью. Могу забывать фрагменты диалога которые был недавно из-за недостаточной сосредоточенности на нем. При этом суть диалога я помню, но слова/фразы/формулировки пропадают из памяти. В целом последний год уровень стресса вырос, прокрастинации стало больше. Часто отвлекаюсь на что-угодно, короткие ролики, соц. сети, подкасты, работаю только под музыку/asmr. Кажется, что я перегрузил дофаминовую систему. Я помню достаточно, чтобы это не создавало каких-то условно видимых проблем для окружения, но могу часто забывать какие-то мелочи в общении с близкими: договоренность посмотреть фильм, обсудить что-то, приготовить такую еду. В работе также сложно сосредоточиться и войти в ритм, много отвлекаюсь, иногда делаю часами то, что могло занять короткое время. При этом я все равно делаю все дела, просто по ощущениям, если бы я не отвлекался, мне бы хватило половины рабочего времени на все. Боюсь, что это симптомы чего-то серьезного, чем усталость, хотя и понимаю, что ее у меня много. К специалисту идти планирую позже, но шаги в сторону проблемы хочется делать уже сейчас.
Что посоветуете? (Понимаю, что скорее всего нужно менять образ жизни)

Ответы и советы психологов
Психолог, психоаналитический терапевт, групповой аналитик, супервизор.
То, как люди преображают свои жизни от отчаяния к надежде, от боли к радости, всегда будет завораживать и изумлять. Волшебство трансформации основано на ресурсах, возможностях, потенциале клиента, психолог со своей стороны добавляет немного точности и расчета. Помогайте себе, а я помогу вам.
Здравствуйте, Саша. Посоветую для начала соблюдать информационную гигиену. Вы написали, что часто отвлекаетесь на соцсети, подкасты и пр., работаете под музыку. Предположу, что таким образом вы пытаетесь снизить уровень своей тревожности и отвлечься от панические мыслей. Это ошибка. Чтобы снизить общий уровень тревоги попробуйте побыть в тишине. Желательно минимизировать пользование смартфоном/планшетом для получения фоновой/новостной информации, перестать мониторить новости и "развлекать" себя пустым по сути контентом. Если сразу отказаться от информационного шума трудно, начните хотя-бы с 3х часов информационной тишины в день, дайте отдых вашему перегруженному мозгу, найдите свой ритм в работе и отдыхе. Отдых и расслабление необходимы. Возможно, это водные процедуры,  прогулки на природе, общение с животными и детьми, спорт, книги - что-то,  что вас успокаивает, а не возбуждает. Также желательно отказаться от стимуляторов,  если их используете ( крепкий кофе, чай, энергетики).
Психолог
Добрый день, а что вы чувствуете когда не помните и создаёте проблемы для окружающих?
Психолог • Гештальт-терапевт • EMDR-терапев
Саша, добрый день.
Первое, обратитесь к врачу-неврологу.
Второе, возможно вы перегружены чем-то и вам нужен отпуск. Ещё можно попробовать делать дело 20 минут, отвлекаться на 5-15 минут, потом опять дело и так по кругу.
Берегите себя!
Мои контакты на сайте: http://probablyforsure.tilda.ws/dianadoma
https://www.instagram.com/psy.diananadivane/
Психолог, эмотолог
Вы все правильно понимаете. Уберите лишние раздражители, наладьте режим сна (никаких гаджетов за 2-1,5 часа до сна), начните высыпаться. Составьте график дня и соблюдайте его. Пейте витамины и воду, начните вводить легкий спорт, йогу. Все это постепенно.
То что вы забываете разговор если на нем не сосредоточены- совершенно нормально. Выбирайте для себя быть в моменте - т.е если с вами ктото разговаривает- вы с этим человеком, внимательно слушаете, реагируйте. Если сели чтото читать, убрали телефон (по расписанию час чтения- например). Обязательно не забывайте про еду. Регулярный прием пищи богатый овощами и фруктами, травяные чай, уберите кофе (либо пейте декаф).
Это все вводится постепенно и отслеживается в процессе для коррекции. Но самое главное это диссциплина! Написали план дня и следуйте ему. У вас будет сопротивление и т.д. игнорьте ее и упорно делайте, тогда мозг начнет перестраиваться и пооизойдет выработка соответствуюших гормонов и новых стратегий поведения.
Если есть еще вопросы- пишите в чат.
Психолог, аналитически ориентированный психолог, экзистенциальный психолог
Здравствуйте, Саша! Похоже, Вы и сами уже знаете ответ) Если Вы сами отмечаете, что усталости много, то наипервейшая рекомендация - начать отдыхать. Поддерживаю мысль обратиться к медицинскому специалисту. Но, независимо от его заключения, отдых необходим. С психологической точки зрения, потеря внимания, забывание, склонность отвлекаться могут говорить о том, что психика перегружена и отрезает то, что на подсознательном уровне рассматривается как менее важное либо как то, чего неосознаваемо хочется избежать. Вы упомянули, что забываете про договоренности с близкими - я бы посмотрела, какие отношения с этими людьми, хочется ли вам самому смотреть вместе фильм или это некий компромисс, а что хочется, если не фильм?
Кроме того, стоит задуматься, как получилось, что Вы пришли в состояние такой сильной усталости? Что заставляет Вас так много работать или брать на себя обязанностей, делать что-то, уделять чему-то так много внимания, что это истощило Вас? Как получается, что Вы не замечаете своевременно потребность в отдыхе и какие вообще у Вас отношения с тем, чтобы отдыхать, как вы отдыхаете? С этих вопросов Вы можете потихоньку и начать изменение образа жизни. Необязательно делать что-то резко, ведь за ваших нынешним образом жизни лежит какая-то основа, он почему-то сложился. Осознавание и размышление для начала помогут Вам по-другому посмотреть на то, что, как и почему Вы делаете и переосмыслить, что остается, а что Вы захотите организовать по-новому. Желаю Вам, чтобы у Вас все получилось. При необходимости можете обратиться за консультацией, чтобы наметить вектор, куда двигаться.
Психолог, психоаналитик
Саша, здравствуйте!
Ваше письмо и вопрос сформулированы таким образом, что Вы сами знаете, что с Вами происходит и уже знаете, что делать.
Возможно, и то, что Вы не помните точно некоторые формулировки отражает ваше желание не очень приближаться к люлям.
Почему Вас беспокоит, что вы не запоминаете дословно?
С уважением, Наталья Сергеевна Терехова
телефон для записи (WhatsApp) 89689291942
Трансформационный психолог, коуч, семейный психолог
Саша Выф совершенно правы.
Последние годы врачи диагностируют что то по типу приобретенного СДВГ - нарушение концентрации и как следствия память и пр высших психических функций.
Причина - телефон и погруженность в виртуальный мир, клиповость и многозадачность _ увеличение потока информации в разы за считанные месяцы.
Это что касается психологии.
Более точно про здоровье скажет невролог, ибо память и внимание - это по их части, иногда стоит посетить врача, что б понять, что ты здорово
Клинический психолог, нейропсихолог (детский), психолог, член Ассоциации междисциплинарной медицины. Опыт 12 лет
Психолог, клинический психолог, детский нейропсихолог, член Ассоциации Междисциплинарной Медицины. Главной задачей считаю оказание качественной психологической и нейропсихологической помощи, соответствующей современным стандартам и технологиям.
Здравствуйте Саша.
У вас снижение слухохоречевой памяти (либо слабость следов либо их тормозимость), иначе бы вы указали  и другие симптомы (забыл портфель в автобусе/чайник на плите и т.д).
Могу забывать фрагменты диалога которые был недавно из-за недостаточной сосредоточенности на нем. При этом суть диалога я помню, но слова/фразы/формулировки пропадают из памяти
У вас снижение внимания и частые его переключения
Часто отвлекаюсь на что-угодно, короткие ролики, соц. сети, подкасты, работаю только под музыку/asmr
И чтобы его удерживать вы включаете музыку . В данном случае она активирует и слухоречевую кору, усиливает энергетический потенциал- заставляя работать эти функции на максимуме.
В работе также сложно сосредоточиться и войти в ритм, много отвлекаюсь, иногда делаю часами то, что могло занять короткое время. При этом я все равно делаю все дела, просто по ощущениям, если бы я не отвлекался, мне бы хватило половины рабочего времени на все
Что ещё раз подтвержает:
Я помню достаточно, чтобы это не создавало каких-то условно видимых проблем для окружения, но могу часто забывать какие-то мелочи в общении с близкими: договоренность посмотреть фильм, обсудить что-то, приготовить такую еду
То что вы стали работать медленнее говорит и о замедлении темпа мышления, и по этой причине сложно входить в рабочий ритм - это снижение нейродинамики.
Проще говоря, нейродинамика - это  не только ёмкость вашей "батарейки" но и та скорость с которой она садиться при выполнении рутинных задач.
Свою роль "последней капли" сыграл стресс, который отнимает значительное количество ресурсов нервной системы
В целом последний год уровень стресса вырос
Поэтому исходя из описанного вами можно сделать предположение о том, что это либо утомление - но в этом случае, симптоматика после продолжительного качественного отдыха самоустраняется. Либо астения и, тогда вам в первую очередь к врачу  неврологу или психиатру - астенические расстройства непосредственно их профиль.
А пока можно порекомендовать только снижать уровень стресса, изыскивать время для полноценного отдыха, обучится техникам релаксации и снятия психо-эмоционального напряжения (в ютубе можна найти), принимать длительным курсом поливитамины группы B и Mg (после консультации с лечащим врачем).
Клинический психолог. Психотерапевт.
Реорганизовать режимы