спрашивает: Марина (Москва)
Подскажите, пожалуйста, как помочь своему молодому человеку пережить кончину его мамы? Она стремительно ушла после болезни, отца давно уже нет в живых. В 30 лет мой молодой человек остался сиротой…
Как девушка, я понимаю, что должна всячески его поддерживать, суметь найти какие-то слова. Тем не менее, сейчас я и сама истощена морально, и толком не знаю, как помочь ему. Я в своей жизни никого не хоронила (тьфу-тьфу) и, возможно, мне на самом деле не понять такую потерю.
Помимо прочего, мужчины психически слабее и кому как ни женщине стать опорой в сложных жизненных ситуациях. Скажите, как помочь моему молодому человеку? Какие найти слова?
С уважением, благодарная читательница

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Марина! Стремительная кончина мамы, конечно, большая утрата для Вашего молодого человека, тем более что его отец уже давно ушел из жизни. Я понимаю, как Вам хотелось бы поддержать своего любимого, но сейчас делать это трудно - Вы сами истощены и находитесь в смятении. Не будем недооценивать возможностей Вашего молодого человека: да, мы, женщины, определенно сильные натуры, но и у мужчин тоже есть свои внутренние ресурсы и психологическая сила, устойчивость. Я бы рекомендовала Вам в первую очередь обратить внимание на себя, свое физическое и душевное состояние, ведь помогать можно только тогда, когда у тебя самой есть силы. Сон, питание, режим труда и отдыха - простые вещи, значимость которых порой недооценивают. Что же касается Вашей поддержки молодого человека: "Я с тобой. Если тебе что-нибудь будет нужно, скажи. Если захочешь поговорить, я всегда готова" - вот единственное, что уместно и ненавязчиво в этой ситуации. В горевании важно не то, какие слова тебе говорят, а то, что кто-то заботливый и понимающий находится рядом. Не обесценивает твое горе, не пытается отвлечь тебя от переживаний какими-то веселостями, а позволяет тебе пережить (буквально) тяжелые времена. Если Вам самой нужна поддержка, приглашаю на консультацию.
С уважением,
психолог Наталия Смольникова
Психолог, психоаналитик
Марина, здравствуйте!
Переживание утраты, горевание это определенный процесс, не слишком быстрый. Горе нужно именно проживать. Я понимаю Вас, как Вам бывает тяжело иногда находиться рядом и как-будто иногда испытывать бессилие, не имея возможности как-то облегчить страдания близкого человека. Иногда бывает сложно выдерживать такие состояния близких людей.
То, что можно сделать - просто быть рядом. Если у Вас нет слов, то и ладно, вряд ли их можно было бы найти. Быть рядом уже достаточно, где-то что-то помочь, если Вас попросят. В остальном, это его собственный путь переживания.
А расскажите, если это актуально, как Вы чувствуете себя сейчас, в этой ситуации? Что переживаете? Заметила, что пишете о том, будто-то Вы должны что-то. Складывается ощущение, словно Вы берете много ответственности на себя за переживания Вашего молодого человека. Вам кажется, что без Вас он может не справиться?
По поводу истощения еще... А есть ли в Вашей жизни какие-то области, где Вы можете черпать ресурс для восстановления?
Клинический психолог, нейропсихолог (детский), психолог, член Ассоциации междисциплинарной медицины. Опыт 12 лет
Психолог, клинический психолог, детский нейропсихолог, член Ассоциации Междисциплинарной Медицины. Главной задачей считаю оказание качественной психологической и нейропсихологической помощи, соответствующей современным стандартам и технологиям.
Здравствуйте Марина.
Вы пишете
Как девушка, я понимаю, что должна всячески его поддерживать, суметь найти какие-то слова.
Какие найти слова?
Нет в мире слов утешения которые помогли бы уменьшить боль утраты близкого. Боль утраты можно только пережить, разделив горевание с близкими, что вы и делаете поддерживая своего молодого человека.
Здесь не нужны слова, если за ними нет понтмания чувств и отражения эмоций. Достаточно быть рядом и разделять скорбный период.
сама истощена морально, и толком не знаю, как помочь ему
Скажите, как помочь моему молодому человеку?
Однако если сами не справляетесь, то позаботьтесь в первую очередь о себе. Если вам тяжело даётся поддержка, сообщите ему, будьте честной перед собой и перед ним.  Если вы выгорите, то это самопожертвование никому пользы не принесет.
Психолог
Здравствуйте, Марина!
Горе - это трудная  и долгая дорога души.  Чтобы пережить горе, надо его прожить. Это правда сложно и для вас, потому что люди, как правило хотят помочь, но не знают, как это сделать правильно и часто говорят те вещи, которые не нужно. Гораздо комфортнее нашей психике делить радость, но не горе... Просто будьте рядом, выслушивайте, говорите о его чувствах, вспоминайте его маму, поддерживайте быт. Ваша любовь и забота помогут ему и однажды он  вновь захочет радоваться и строить планы на будущее.
Психолог, эмотолог
Ваш мч должен этот путь пройти сам. Вы не найдете такие слова, которые облегчат его боль и т.д. ваша задача только слушать, если он сам захочет поговорить. Не утешать- самое главное. Ему самому надо пройти все стадии горевания. "Мужчины всячески слабее"- это всего лишь ваша установка. Каждый горе проживает по своему. Ваша задача просто слушать, т к излишняя опека может вызывать агрессию.
Психолог
Марина, просто будьте рядом, это самое лучшее, что вы сейчас можете сделать.Должно пройти время, пройти естественный процесс горевания. Если увидите, что ситуация принимает сложный оборот, порекомендуйте обратиться к психологу.
Психолог
Здравствуйте, Марина. Проживание горя - это процесс, который необходимо захотеть прожить. Далеко не каждый к этому готов, и этого желает. Зачастую тоска и печаль по ушедшему человеку - единственный мостик, который связывает, и отказаться от этих чувств не каждый согласится. Ваша задача - просто быть рядом. Можно предложить Вашему молодому человеку обратиться к психологу. Но не пытайтесь взять на себя больше, чем это необходимо. Справляться с чувствами - это его дело, Вы не сможете сделать это вместо него или вместе с ним.