Ответы психологов на вопросы

выбрать тему вопроса


спрашивает: Василий (Волгоград)

Не первый раз наталкиваюсь на такие ситуации, когда люди бурно сопереживают человеку, который на самом деле был агрессором, просто с первого взгляда это было незаметно!

Например, 2 ребенка подрались, один задирал другого, другой дал сильно сдачи, но увидели это в момент когда он дает сдачи. Начали кричать и возмущаться мол как ты так можешь - обижать других. Но даже после того, как им объяснили, что он на самом деле жертва, людям уже сложно поменять свое мнение (подозреваю, что это не из принципа, а под влиянием эмоций).

Или например, рассказываю другу, что вынужден был поругаться с сотрудниками магазина из-за просрочки и сказал, что разнес их в пух и прах. В подробностях рассказал ему, что специально набрал целую телегу просроченного товара и демонстративно начал вызывать полицию. Друг на это отреагировал в пользу защиты сотрудников, видимо, начиная сопереживать им, но несмотря на то, что я ему потом пояснил что инициаторами были сотрудники - мне хамили и не хотели решать мой вопрос и чуть ли не матом крыли, ему все равно было сложно поменять свою позицию.

Знаю, что в психологии подобные ситуации имеют названия типа эффект или синдром и хотел бы узнать имеют ли подобные ситуации название!

Заранее спасибо!

Ответы и советы психологов

Психолог, психоаналитический терапевт, групповой аналитик, супервизор.
То, как люди преображают свои жизни от отчаяния к надежде, от боли к радости, всегда будет завораживать и изумлять. Волшебство трансформации основано на ресурсах, возможностях, потенциале клиента, психолог со своей стороны добавляет немного точности и расчета. Помогайте себе, а я помогу вам.

Здравствуйте, Василий. Специального названия таких ситуаций нет. Люди реагирут на то, что видят так, как могут. Люди могут ошибаться и заблуждаться. Но давайте разберёмся в ваших примерах: жертва ли ребёнок, который дал сдачи обидчику? Нет, он не жертва, его поведение - не поведение жертвы. Жертва бы заплакала и ушла или стала жаловаться. Кстати часто агрессор "изображает жертву", то есть сам инициирует конфликт, и сам же жалуется на того, кто дал отпор, вызывая сочувствие других и даже защиту. Это манипуляция и использование.

Во втором случае вы тоже не были инициатором конфликта, а отреагировали на некорректное поведение сотрудников магазина довольно агрессивно. Ваш друг эмоционально не присоединился к вам, возможно посчитав вашу реакцию избыточной, такие активные действия могут пугать людей. Вероятно, он посчитал, что "оно того не стоило", а сотрудники "подневольные люди". Ваши ответные реакции - ваше дело и ваш выбор. Но какова цель? Вы хотите победить? Или вызвать сочувствие? Здесь есть путаница, смешение ролей героя и жертвы. Герой не нуждается в сочувствии (ему нужно признание заслуг и восхищение), а жертва не хочет победить (ей нужна защита и сочувствие). Поразмышляйте об этом).