спрашивает: Михаил (Москва)
Моя история состоит в следующем. Познакомился со своей женой еще в подростковом возрасте, начали встречатся, повстречались 5 лет, решили пожениться. Родился первый ребенок, спустя 6 лет второй, оба пацана. Прожили почти 12 лет в браке. Свою жизнь устраивали в большей части вдвоем, ипотека, кредит на автомобиль, всë по стандарту. Жили очень мирно, но не без скандалов конечно, но всего добивались сами.
После 11 лет в браке, познакомился с коллегой на работе, сначала началось с флирта, я заинтересовал еë, она меня, начали переписываться, я поддержал еë словами в тот момент, когда у неë произошел разрыв с молодым человеком. Вообщем думал, что это просто будет дружеское общение. Потом начали вместе ездить на работу, с работы, общаться в свободное время на работе, затем начали переписываться, потом общение в переписках начало заходить уже не в дружеское, а больше похожее в любовную переписку. В итоге дошло до того, что мы переспали. И тут меня как подменили, я влюбился как мальчишка. Еще конечно пугала разница в возрасте, я старше еë на 17 лет...
Затем жена узнала про нас, выводя меня на чистую воду, в итоге я признался. Вообщем как и подобает, крики, скандалы. И я ушел из дома... Остановидся жить у знакомых. С девушкой продолжвл общаться, потому что очень тянуло к ней, но так же понимал, что не могу жить вдали от детей, их очень люблю. 4 месяца не могли найти общий язык с женой, я боялся общаться с ней, потому что, как и подобает оскорбленной женщине, она не хотела меня видеть, это и правда больно. Но ради общения меня с детьми, она шла на уступки. Параллельно я не прекращал общаться с девушкой, а я устал уже жить у знакомых, да и их напрягать тоже надоело. Решили снимать квартиру вместе. И вроде всë хорошо. Я в свободное время ездил к детям, и старался уделять время и ей. Соответственно в течении 3-х месяцев, мы начали ругаться, я оправдывать себя, что к жене ничего нет. И у меня
внезапно появилась тоска к прошлой жизни, что в квартире где мы жили, мне уютно, что мне хочется проводить больше время с детьми, то, что там всë есть. Осенило меня и то, что я уже прошел тот период жизни, когда был в кредитах и вот опять, что у меня есть, съемная квартира. Ипотеку и кредит я закрыл, продав автомобиль.
С женой наладил кое какой дружеский контакт, просто общались на разные темы, не скажу что и с девушкой мне было не комфортно, единственное угнетало то, что вдруг нас кто-то увидет из знакомых, был прям стресс от этого, да и на работе задолбали вопросами, что ты всегда вместе, а я ой как не хотел никого погружать в свою жизнь и всегда уходил от вопросов касающихся этой темы.
И вот я решил попробовать вернуть всë назад, написав жене, готова ли она меня принять назад, на что она ответила, что скучает по мне и всë зависит от меня, но это гарантирует тоже ничего. Соответсвенно, чтобы не мучать девушку, я ей сказал всë как есть, дабы не разрушать ей жизнь. И это оказалось очень болезненно для неë и честно для меня, видать действительно я привязался к ней на столько, что не могу еë отпустить и понимаю, как она любит меня. Она говорила, что поможет мне справиться со всеми моими тараканами и будет всячески поддерживать меня, если я останусь с ней. В общем я разбил сердце и ей.. Ненавидить себя стал всей душой. Она съехала к сестре. Я остался один в чужой съемной квартире. И как быть я честно незнаю. Оказался на распутье.

Ответы и советы психологов
Психолог
Переживаете
Психолог, психотерапевт
Добрый день, Михаил) Понимаю, что Вам не просто сейчас. И всей душой хочется поддержать Вас. Ситуация с одной стороны непростая, но развивается так, как и по сути должна. Чтобы Вам стало немного легче принять решение, как действовать, мне видится, стоит посмотреть на нее с точки зрения психологии. Ответственность девушки, которая развивала с женатым мужчиной отношения - никуда не девается. Здесь стоит помнить о том, что есть долгие отношения, прошедшие разные стадии семья, и понятно, входя в это, женщина разбивает все, надеясь построить на руинах свое. Очень интересное высказывание: "поможет мне справиться со всеми моими тараканами и будет всячески поддерживать меня, если я останусь с ней". Помочь пережить расставание мужчине, Вы что ребенок? Такая материнская позиция, спасательская. И точно есть ли у Вас "тараканы"? Взрослый человек может без костылей пережить стрессы, тем более, если это касается разрыва с семьей. И начать новые отношения, когда с прошлым уже все ровно, не на ранах, не на боли.. Мне кажется, не зря Вас все это встревожило.   Когда проходят первые яркие чувства, остается по сути, истинное чувство. И насколько понятно из Вашего письма, довольно сильные чувства именно к Вашей жене. Верно, что Вы не стали никого погружать в свою жизнь. Здесь советчики могут только навредить, особенно, если в семье было все хорошо. Если Вы приняли все же решение вернуться в семью, важно вернуть себе стабильность, спокойствие внутри. Сделать возможно, паузу, чтобы и Ваша жена немного успокоилась. И при этом Вы можете помогать с детьми. Поразмышляйте, только ли комфортная жизнь Вас зовет назад? Или та женщина реально Вам ценна? вспомните все хорошее, что было вместе.  В общем, здесь стоит встретится с психологом, хотя бы выговориться независимому человеку, профессионалу, вернуть себе стабильное состояние. Посмотреть, чего не хватало в семье, что появился треугольник, и если решите, возвращать доверие, что было утеряно, мне жаль, Вашей жены. Понятно, что даже если есть чувства, доверие важно. Чтобы подпустила Вас снова к сердцу. Буду рада помочь Вам.
Психолог
Добрый день, не совсем понятен ваш запрос, какую помощь вы хотите получить от психолога?
Психолог, психотерапевт, психодраматерапевт
Добрый день, в  данной ситуации может помочь психодраматическая работа с  выблром и  мотивами. Провожу такую. Обращайтесь
Психолог, психолог- консультант.
Здравствуйте!
Действительно, сложно делать выбор, ведь в любом случае для кого-то из женщин вы станете негодяем, разбившим сердце. Как и писали коллеги, не получится быть хорошим для всех. И это осложняет выбор.
Давайте разбираться.
Итак, будучи в браке вы начали развивать отношения с коллегой, переписка и т.д.  , флирт. То есть вы уже тогда позволили себе увлечься. Это я не мораль читаю. Это я к тому, что решение, желание ощутить новые романтические эмоции было уже тогда. И жена не смущала. Кстати, подумайте над тем, что вы сами считаете изменой. Для каждого это индивидуально. Для кого-то флирт и переписка это предательство и конец отношений,а для кого-то секс под алкоголем не измена. Для вас где начинается предательство?
Следующий момент. Итак, вы влюбились, злая жена кричит, не хочет понимать, но делает невероятное усилие и даёт нормально общаться с детьми,их не накручивает. Здесь она поступает как прекрасная мать, понимая, что дети это дети, и их отношения с отцом не зависят от ваших супружеской. Она молодец. И вы молодец,что несмотря на яркий период влюбленности, помнили о детях, общались и т.д.
Очень важно отметить, что дети бывшими не становятся. Люди могут разводиться с супругами,но не с детьми. И это огромная работа и сила воли взрослых людей,чтобы дети имели возможность и после разрыва полноценно иметь папу и маму.
Далее. С любовницей все прекрасно, яркие краски, все идеально в сексе. Но вы начинаете скучать не только по детям,но и по комфорту. И становится страшно начинать все в жизни заново не только в романтическом и интимном плане,но и в материальном. Новая ипотека и т.д. Пугает же? Конечно, если вы нем миллиардер.
Но если это единственное,что пугает, стоит задуматься:
1) вы ради любви с новой женщиной разрушили семью, неужели ипотека это более сложное испытание?
2) если материальные моменты пугают, может, на самом деле любви то к любовнице и нет, есть просто желание?
Подумайте.
Далее. Жена говорит,что готова принять. На самом деле, вам пришлось бы достаточно много усилий потратить на восстановление доверия. Вы ее предали, ей больно. Но она любит скучает, готова попробовать заново. Это работа. Вы готовы терпеть слезы, упрёки, возможно, пойти к психологу?
А главное: вы хотите вернуться именно к женщине, вашей жене? Или же в уютную квартиру и детям? Вы готовы желать и делать счастливой жену как женщину? Не будете сравнивать ее с новой юной подругой, в том числе и во внешности и интиме?
То есть:  самый главный момент: вы хотите жить с женой как с женщиной? Быть ей верным, заботливым, чтобы она чувствовала себя желанной?
Или же хочется просто комфорта в быту?
И напоследок.
Решение принять нужно.
Если решитесь на развод,не тяните. Жена ещё легко сможет выйти замуж  за того, кого она будет полностью удовлетворить  кто будет ее любить, и возможно,даже родить новому мужу детей. Она будет счастлива и это положительно отразится и на ваших детях и вашем общении с ними.
Если решитесь вернуться к жене,то не тяните, у любовницы в ее юном возрасте будет больше шансов найти себе достойного мужа, или среди ровесников,или среди состоявшихся мужчин постарше  ,и родить детей, быть счастливой, в полноценной семье.
Прочитали последние два абзаца? Какие эмоции ? Что-то где-то кольнуло, затронуло? Отозвались? Ревность, страх, облегчение?
Я старалась писать весь ответ так, чтобы при помощи где-то достаточно провокативных слов "вытащить" из вашего подсознания сигналы, ощущения, которые помогут вам понять себя.
Подумайте обо всем, ответьте письменно на все мои вопросы. Дайте себе время, пару дней, ещё раз перечитайте и ещё раз подумайте.
И приходите обязательно на консультацию. Это поможет вам разложить по полочкам мысли. Пишите или в чат,или лично на почту.
С уважением,
Анна Михайловна Савина
Психолог- магистр, консультант
Здравствуйте, Михаил. Вы сейчас на нуле и пытаетесь вытянуть из себя правильное решение, это так не работает. Для начала выясняем историю, далее потребности и то, чего НЕ было в отношениях с женой, но было с девушкой, а затем уже идём в актуальное.. Если будет запрос на личную терапию, обращайтесь.
Психолог, семейный психолог, психолог в сфере сексологиии
Михаил, здравствуйте. Ваши чувства по отношению к супруге и девушке абсолютно нормальны. Стоит сделать выбор. Выбор сделать непросто. Иногда мы причиняем боль нашим близким, такова жизнь. Ваше чувство вины оправдано. Картинка идеального "я", который не делает близким людям больно не сошлась с реальным "Я". Для восстановления отношений понадобится множество ресурсов.
Задумывались вы предложить супруге семейную терапию? Или самому пройти личную терапию по данному вопросу? Прозвучит абсурдно, но существуют пары, где после измены отношения становятся лучше. Но прежде, чем сделать выбор, я рекомендую разобраться со своими чувствами, переживаниями и виной. Понять себя. Работа не простая и написать в одном комментарии не получится
Психолог
Здравствуйте Михаил,Вам хотелось  бы вернуться в семью к жене детям ,Если жена ждет вашего возвращения возвращайтесь,Попросите друг у друга прощения чтобы не было у вас больше ссор конфликтов а было понимание друг друга чтобы  была дружная семья у вас ведь дети  вы должны их воспитать счастливыми, Поступите Михаил как настоящий мужчина,
Психолог
Принять Ислам и жить со старшей и младшей женой, можно ещё и третью жену.