спрашивает: Леа (Москва)
Как выйти из сценария постоянного воспроизведения детско-родительских отношений с другими людьми? Я получаю ровно те же посылы, сигналы, отношение, которые мне давали родители, даже от совершенно посторонних людей! К примеру, моих родителей почему-то очень триггерила моя походка (я ходила немного топорно, деревянно, не размахивая руками, потому что была стеснительная и зажатая и мне было некомфортно в толпе), и моя мама могла в общественном месте, среди кучи людей, начать дергать меня за руку и кричать - "Расслабься, хватит идти как робот", или начинала изображать гипертрофированно мою походку, опять же на глазах у посторонних. И впоследствии я получала ровно такие же посылы от знакомых или даже посторонних людей. Например, незнакомые встречные люди могли сделать мне замечание по поводу походки, а однажды идущий навстречу парень стал как когда-то моя мама изображать мою походку. Я его не трогала, просто шла мимо, никак не мешала, и возможно я со стороны выглядела более деревянно, чем мне казалось. Другой пример - оба родителя активно внушали мне все детство, что дескать, я сама виновата во всех эпизодах, когда кто-то со мной несправедливо обращается, нападает на меня, обзывает, травит, делает замечание и так далее, потому что "С нами ругаешься, вот и получаешь за это в другом месте". И самое смешное и грустное, что когда я сталкиваюсь с чьим-либо агрессивным, некрасивым, пренебрежительным поведением в мой адрес, то эти самые люди, либо же находящиеся рядом, начинают меня убеждать в том, что это я виновата и что это оказывается я на них нападаю.
К примеру, когда меня больно толкнула какая-то тетка, не пожелавшая на узкой тропинке тоже немного убрать руку назад и немного сместиться вбок (разойтись можно было только если оба человека немного потеснились бы), я ей сказала возмущенным тоном что-то типа - "Можно аккуратнее?", на что она стала кричать на меня, что это я ее толкаю и вообще я хамка и тупая бестолочь. Идущие за мной стали вторить ей, говоря что молодежь совсем оборзела. И подобных этому случаев был вагон и тележка. И все это продолжается. Умом я все понимаю, но ничего изменить не могу. Я стараюсь предвосхищать подобные ситуации, сама стараюсь держаться вежливо, но мне не помогает.
Абсолютно такое же отвержение у меня было и все еще происходит при поиске работы, при попытках сблизиться с людьми. В итоге, когда я все же успешно трудоустраивалась, или вступала в отношения, или в дружеские отношения, то это всегда были люди на несколько голов выше меня психологически, которые если и считывали во мне что-то не то, то никак не проявляли это. А так - я не знаю как себя вести. Я пробую никак не отвечать на чужие нападки - и тогда начинаю как будто притягивать к себе еще больше такие ситуации. Пробую защищать себя, когда люди проявляют агрессию и неуважение - например делаю замечание, нормальным тоном, без перехода на личности и без перехода даже на раздраженный тон - и тогда происходит нечто подобное примеру с тропинкой выше. Я пробовала обсудить аккуратно с близкими мне людьми некоторые мои ситуации из жизни, типа бывает ли у вас что-то такое? Они очень удивились, сказали, что нет, ни разу такого не было.
Сейчас я стараюсь очень дозированно общаться с родителями, хотя они все равно периодически пытаются меня поучать в чем-то. Я стараюсь сразу сводить на нет такие разговоры. Умом я все понимаю, что родители не святые, они воспитывали как могли, как привыкли. И я благодарна родителям за множество вещей, которые они для меня сделали, как материально, так и в плане поддержки. Но вот все это - было. И сценарий все равно проигрывается, хоть осознаю его, хоть нет. Короче, как выйти из этого замкнутого круга?

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Леа.Спасибо за высокую мотивацию в стремлении к психическому здоровью.Вы совершнно правы,Вы проигрываете везде заученный двумя десятилетиями детский сценарий поведения в отношениях.То есть,Вы прочно выучили,что Вы-плохая девочка,и бессознательно,коллекционируете все факты,где Вам на это же намекают.А позитивный мир у Вас отсутствует.Можно провести с Вами не сложный эксперимент в терапии,дать Вам полную свободу в ней.И мы бы увидели,что Вы используете свободу,что бы страдать,быть подавленной и отличаться в худшую сторону.А шансы быть самодостаточной,любимой у себя Вы-загоните в подполье и выражать хорошее настроение не сможете.Если Вы у себя внутри Плохая девочка,Вы будете контролировать именно ,это бессознательное знание.Исследовать себя хорошую и уникальную-Вы не сможете,не умеете.Плохие ситуации бывают у каждого.Но,в норме,мы отслеживаем то,что поднимает настроение,а не опускает его.Все,что я написал-касается знаний.Оттого,что Вы теперь будете это знать-Ваша подавленность не изменится,останется прежней.Что бы измениться-важно длительно,в терапевтическом регламенте менять постепенно,свою Идентичность(кто я и чего хочу).На это,если серьезно,может потребоваться от года личной разговорной терапии.И это будет время не получения знаний,а получения новой практики жизни.Тогда Личность начнет меняться и обрастать бриллиантами самопринятия.После этого,Вы не заметите,как разойдетесь с вредной женщиной на узкой тропинке.Так как,будете заняты чем-то более и намного более важным.Поэтому,ответ-важно менять свой внутренний мир.Минус на плюс.Самой это сделать очень сложно.Во первых,важно обладать большой волей,во вторых,победить бессознательные импульсы могут далеко не все люди,а это-работа с бессознательными привычками.Поэтому,актуальна в таких случаях личная терапия,например,психоаналитическая.Обращайтесь,если будете мотивированы.Смогу помочь.
Психолог
Прожить это чувсво
Психолог. Клиент-центрированный подход.
Здравствуйте, Леа.
Самый эффективный путь выхода из детско-родительских паттернов - не защищать себя от мира, окружающих, не моделировать своё поведение (так как поведение всегда следствие психики, а не наоборот), а укрепление собственной самоценности.
То есть идти, отталкиваться нужно от себя, а не от окружающего простанства. В Вас уже всё есть, Вы полноценны и достойны, надо только это признать и принять как своё. Для этого очень важно посмотреть на себя своими глазами, а не глазами эмоционально значимых фигур.
Сделать такой переход не всегда просто. Леа, приходите ко мне на прием, вместе в бережной и принимающей атмосфере разберем корни таких паттернов и выявим те опоры, те внутренние источники и ресурсы, которые можно будет использовать для создания гармоничной жизни, такой, какую бы Вы сами для себя хотели.
Контакты для записи на прием: +7-930-950-23-07 (вотсап), vejdan@bk.ru, @vejdanl (директ).
Психолог
Леа, мне очень жаль, что вам пришлось переживать травму и пренебрежение от самых близких людей. К сожалению такой опыт не делает нас более стойкими, скорее наоборот. В детстве мы видим себя глазами других, и это исккажает наше мировосприятие и самоощущение. Из этого искажения возникает порочный круг: мы нуждаемся во внешней оценке и ориентированы на нее, это не позволяет ощущать себя настоящую, а отсутствие этого самоощущения заставляет опять обратиться к внешней оценке, как к единственной опоре. Без взгляда со стороны может казаться, что вы в вакууме, и это чувство почти невозможно выдержать. У психологов подобное называется нарциссической травмой, и с этим можно многое сделать. Но путь этот не быстр и не прост.
Психолог, психотерапевт
Леа, добрый день) к сожалению, родителей не выбирают, как говорится. И бывает, что именно они, по сути, самые близкие и авторитетные нам люди, наносят нам самый сильный вред. Вижу, что есть психологические термины  в Вашем письме, и возможно, Вы немного понимаете в психологии. Есть такое понятие - токсичные люди, нарциссичные люди. И они часто используют разные приемы, чтобы обесценить близких, и получать нужные им ресурсы. такие люди встраивают этакие программы, например, ты- не хороша, старайся быть нам удобной, не живи, не будь собой. Жить в этих программах сложно. И похоже, Вы обнаружили это сейчас. И здорово, что пытаетесь что-то изменить в себе. Да, быть интеллигентной, вежливой - хорошо, но важнее не только давать отпор, так выстроить свои личные границы, чтобы отлетали на сто метров подобные "товарищи", но и укрепить себя изнутри, убрать программы. Да, возможно, убрать общение с токсичными близкими, но полностью избежать общения в мире с подобными сложно. В общем, буду рада помочь Вам убрать эти ненужные сценарии, программы. Тогда Вы сможете зазвучать иначе в пространстве, и никто не притянется негативный)
Психолог, психолог- консультант.
Здравствуйте! Начну вот с чего: И самое смешное и грустное, что когда я сталкиваюсь с чьим-либо агрессивным, некрасивым, пренебрежительным поведением в мой адрес, то эти самые люди, либо же находящиеся рядом, начинают меня убеждать в том, что это я виновата и что это оказывается я на них нападаю. - сейчас я вас и успокою, и обрадую, и огорчу одновременно: дело не в вас! Это реально просто такие люди и их, увы, много. Самадуравиноватаинг это одна из любимых мантр. А толпой на одного навалиться, да еще и вежливого и слабого- это вообще must be must have. Дураков не переучить, и 3Д ДДД для водителей на дороге, также верно и для пешеходов, да и для всей жизнию 3Д - Дай Дорогу Дураку. Поэтому реально лучше постоять "в кармане" на такой тропинке, встать боком и пропустить величавую каравеллу. Это, если что, судно морское, а не животное=) Мое убеждение, что в ситуациях в магазине/ дороге/ транспорте, учить кого-то жизни, вежливости- себе дороже и смысла нет. Это не те ситуации, когда нужно обязательно за себя постоять. Но если сорвались ну и сорвались. Себя не ругайте. ОДнако такие ситуации разматывают очень серьезный клубок умозаключений: я слабая, я сама виновата, я не могу за себя постоять, они павы, я беспомощна, дело во мне, Я КАКАЯ-ТО НЕ ТАКАЯ. Тревога, страх, потом бессилие. Вы верно заметили, что это бесконечное проигрывание сценария.И дело не в том, что тетки идут по дороге и хамят, а дело в том, как на это реагирует мозг. А мозг это все так триггерит, что он не здесь и сейчас, а там, в детстве, где даже ходить надо было строго определенным образом. Как освободиться? Проработать на консультации все эти ситуации из детства, досконально, вытащить все подавленные эмоции- злость, обиду, страх, стыд, беспомощность и т.д. Оценивая их в том моменте, с позиции ребенка, а не с мудрой позиции сегодняшнего дня. Потом проработать триггеры- слова, жесты, тон, Потом проработать убеждения негативные и ограничивающие. Это такая общая схема, в двух словах. Такой план. Еще много самостоятельной работы. Это все интересно. Не быстро, местами болезненно, но результат того стоит. Инструменты есть, опыт работы с такими ситуациями есть. Поэтому, если хотите поработать именно со мной- пишите лично или вообще сразу на почту. Если есть любые вопросы- тоже пишите! Иил кого-то другого выбирайте. Главное, что начинайте рвать эти закостенелые вредоносные нейронные связи и замещайте их новыми, свободными от прошлых установок и травм. Всего доброго! П.С. Кстати, уверена, что многие пользователи , которые сами вопросы не задают, но читают чужие, похожие по смыслу, узнали себя в описании вашей ситуации. Поэтому вам мой ответ также адресован - заметили, что повторяется сценарий, одно и то же - вперед на консультацию разрывать эти связи и протаптывать новые нейронные пути! Это не самая длительная работа с психологом, а ощущения того, что стало лучше, появляются почти сразу.
Психолог
Лев, здравствуйте !
Вы проанализировали и поняли связь в отношении к Вам окружающих людей и того, как родители относились к Вам .  Выйти из сценария можно, Вас в нем удерживают эмоции, которые Вы испытывали в ситуациях с мамой, они создают определенное состояние, которое Вы транслируете и от этого попадаете в подобные ситуации с другими людьми .
записывайиесь на консультацию, я работаю с такими вопросами онлайн , контакты есть в моей анкете .
с уважением ,
Елена
Психолог, эмотолог
Леа, в подобном формате ваш вопрос не решится. Это полноценная терапия. Рекомендую вам обратиться к психологу и проработать все аспекты (самооценку, сепарацию, границы, опоры...), обратите внимание на телесно-ориентированных терапевтов. Они так же работают с телом. Возможно, помогло бы записаться на танцы и полработать пластику, выработать новые движения- но это труд. Если вы готовы открыть грани лучшей себя и продемонстировать это миру и готовы к тому как изменится ваша жизнь, как в нее войдут новые прекрасные люди, как вам с ними будет хорошо, то смело идите в терапию.