спрашивает: Дима (Саратов)
Добрый день! Помогите пожалуйста, появилась привычка делать порезы на руках. Когда это появилось не могу вспомнить, но последнее время обострилось после несчастного случая в семье. Порезы делать начинаю когда на душе больно либо вижу что у других людей все хорошо. После порезов становится лучше когда больно. Не могу понять успокаивает ли меня боль. Подскажите что делать.

Ответы и советы психологов
Психолог МГУ, опыт 30 лет
Дима, здравствуйте!
Обычно, желание причинять себе боль идёт от невыносимой душевной боли. Тогда боль телесная заглушает боль душевную. Отвлекает. И на время Вам становится легче.
Но со временем и этот способ перестанет помогать в той же мере, что и в начале. Помимо этого, Ваше тело страдает, отнимая Ваши силы.
Путь один - прорабатывать душевную боль. Чтобы она сначала стала выносимой. А потом ослабла и совсем ушла.
Надо начать встречаться со своей болью - одному или с поддержкой специалиста или кого-то, кому Вы доверяете.
Берегите себя.
Если что, я на связи.
Психолог
Здравствуйте, Дмитрий. Порезы - это способ переключения с внутренней боли на внешнюю. Эту привычку можно заменить на другую, например наденьте резинку на запястье и щелкайте себя когда появится мысли о порезах. Но важнее разобраться во внутренних переживаниях, а это лучше сделать с психологом
Трансформационный психолог, коуч, семейный психолог
Здравствуйте, Дмитрий.
Спасибо, что поделились своей проблемой. Сейчас она актуальна очень у многих. С подобного рода проблемой имеет смысл справляться с помощью специалиста, возмоэно жаэе не одного, а психолога и психиатра совместно.
Вы совершенно верно указали состояние, при котором Вы делаете порезы, однако это состояние имет очень глубокие корни еще из дествта, сам человек, как Вы заметили, сбе больно не сделает и пробиться через созданные им же психологические защиты и компенсации он в данном случае не в состоянии. Именно поэтому тут нужна помощь специалиста. Возможно будет достаточно психолога. Многие специалисты работают с этой проблематикой
С эмоциями хорошо работа.т такие методы как эмоционально образна терапия, когнитивно - поведенческая терапия, гештальт подход  и многие другие. Так что Вам обязатлтно помогут
Психолог, эмотолог
На ваш вопрос трудно ответить однозначно. Вам нужно изменить сиратегию выражения вашего гнева и накопленного стресса. Делать это экологично. Что это значит? Это значит не подавлять свои эмоции, а продивать их через тело: идти в тренажер.зал и бить грушу или пробежаться, или 100 раз отжаться, приседать, прыгать- т.е выпустить свой гнев, дать ему проявиться так. Но это в моменте. А чтобы снизить градус эмоций- тут уже нужен психолог. Вам надо выстроить свои границы, повысить свою самооценку и т.д.
Семейный психолог
Доброго времени суток!
Дима, такое поведение результат поддавленной/''замороженной'' боли, агрессии. Несчастный случай в семье "оживил" боль. А переключению с душевной боли на физическую "помогают" порезы.
С такой ситуацией лучше обратиться к психологу/психотерапевту. Специалист поможет "выгрузить"/"разморозить" боль, прожить её конструктивно в безопасной обстановке.
Психолог
Здравствуйте Дмитрий!
Вам нужно учиться работать с душевной болью, не прибегая к вашей стратегии / порезы. Учиться выдерживать ее и проживать. Вероятно присутствует чувство вины и вы возможно таким образом себя наказываете. Попробуйте применять различные техники саморегуляции эмоции, техники майндфулнесс, либо приходите на консультацию и вместе с терапевтом работайте с этим
Клинический психолог, Семейный психолог
Дима, с этой проблемой сталкиваются многие люди, особенно в раннем возрасте. Самый оптимальный способ помочь это понять причины и для этого важно обратится к специалисту ( психотерапевту или клиническому психологу) именно совместно со специалистами вы сможете составить план помощи и реализовать его.
Клинический психолог. Гипнолог. Кризисный психолог.
Дима, здравствуйте.
Селфхарм — это агрессия, направленная на себя, которая проявляется в разных формах причинения самому себе вреда. Такое поведение специалисты также называют аутоагрессией. Чаще всего селфхарм связывают с порезами, ударами или ожогами. Однако селфхарм не ограничивается только ими.
Почему люди режутся, наносят себе раны, экстремально худеют и другими способами истязают свое тело? Все способы селфхарма — это попытка сохранить контроль. Когда человек теряет контроль над жизнью в разных ее проявлениях, чувствует себя одиноким и не ощущает стабильности, остается единственная вещь, над которой, как ему кажется, можно сохранить контроль, — это его тело. Аутоагрессия как психологическая защита позволяет снять напряжение, сместить фокус с отсутствия возможности управления жизненной ситуацией: «Это мой выбор — сделать себе больно».
Здоровые люди тоже могут начать причинять себе вред на фоне депрессивных состояний или жизненных кризисов.
Переживание горя и,  в Вашем случае, несчастного случая в семье, очень часто сопряжено с селфхармом — кажется, что ты просто пешка в огромном хаосе жизни, и с этим нужно как-то справиться.
Так и появляются истории, когда, например,  человек, который потерял бизнес, начинает жить в спортзале, принимать анаболики и стероиды и откровенно вредить своему организму. Но никто не бьет тревогу, потому что человек же спортом занимается, что здесь плохого.
Селфхарм — это то отклонение, в котором человеку нужен человек: нужна возможность контролировать свои отношения с другими людьми и с самим собой. Поэтому одна из самых лучших практик, которые помогают людям с аутоагрессивными проявлениями, - индивидуальная терапия или групповые анонимные встречи.
Чтобы справиться с селфхармом, лучше всего обратиться к специалисту.
Психолог
Дима, здравствуйте!
Понимаю, что порезы в моменте дают облегчение и переключают с внутренних переживаний на внешнюю боль. Такой паттерн поведения можно скорректировать определёнными техниками и навыками, которым обучают ДБТ-терапевты + хорошо бы подключить фармакологическую терапию после консультации у психолога, либо психиатра. В Вашем случае лучше обратиться к одному из специалистов: клинический психолог (желательно владеющим диалектико-поведенческой терапией) или к психиатру/психотерапевту. Одной-двумя техниками это трудно "убрать".