спрашивает: Олеся (Воронеж)
Здравствуйте. Весной мне исполнится 19 лет. Моя проблема заключается в том, что я испытываю страх смерти, как своей собственной, так и окружающих меня людей. Мне очень трудно принять тот факт, что жизнь так или иначе закончится, не могу представить отсутствие себя в этом мире, и близких тоже. Могу проследить некоторое развитие своих мыслей относительно смерти:
Ещё когда мне было около 4 лет, я задавала маме вопрос: "А после смерти мы же встретимся с тобой на небе?" Честно сказать, я не помню, чтобы в том возрасте были какие-то трагические случаи или я насматривались телевизора, где показывали убийства. Да и мама говорит, что даже среди родственников все были живы, здоровы. Но мне кажется, что тогда я об этом задумалась, потому что много слышала о боге, который и смотрит на нас с неба.
В школьные годы мысли касательно смерти были более серьезные, но крайне редкие, и то, по большей части, это были 8-10 класс, они могли посещать меня раз в несколько месяцев, а то и раз в полгода. Помню, что я так же не могла поверить в конечность жизни, не понимала, что мы за существа, как вообще этот мир работает, почему всё так построено, начинала плакать, и тянула кожу на лице.
Достаточно длительное время я жила без этих мыслей. В следующий раз они посетили меня в конце 1 курса, когда я досрочно сдавала сессию. Возможно, проблема была в стрессе, напряжении.. Но вообще в один из дней я осталась ночевать у подруги, мы сидели вечером пили чай, разговаривали о всяком разном, и вот речь зашла о людях, которых уже нет в живых, я вспомнила свою любимую бабушку, тетю, которая молодой покинула этот мир, и кажется, это-то и был щелчок, сигнал для того, чтобы прежние мысли снова вернулись.
Но было это недолго, после закрытии сессии я уехала работать в лагерь, и там просто-напросто не было времени для подобных мыслей.
Что было после лагеря я помню плохо, не могу сказать наверняка, тревожили ли меня данные мысли в оставшееся лето.
А вот уже перейдя на 2 курс да, первое время ничего не замечала, не думала об этом, но , наверное, месяца 2-3 прошло, и мысли снова стали меня посещать. Я живу в однокомнатной квартире с соседкой. Но иногда на выходные кто-то из нас уезжает домой. И вот когда я остаюсь одна, то чаще всего так и происходит, что все негативные мысли сваливаются на меня облавой. Ранее я думала, что тревожащие меня мысли приходят , когда я не завалена делами, или делаю что-то легкое: перед сном (это происходит почти каждый день в последнее время), когда слушаю музыку или мою голову. Но буквально вчера обнаружила, что не совсем это так. Читала себе спокойно статью , готовясь к семинару, вдумчиво, погрузилась в текст, но вдруг щелчок и снова всё по новой.
Последний раз, когда я осталась одна, было ужасно. Я мыла голову, и снова задумалась о конце жизни, о скоротечности времени, я начала судорожно говорить "не могу" (подразумевая, что не могу поверить в то, что меня и других когда-то не станет), начала подпрыгивать как сумасшедшая, проплакалась, в итоге выпила валерьянки и вроде как успокоилась.
Перед сном, сейчас поспокойнее реагирую на эти мысли, раньше у меня часто учащалось сердцебиение.
Я понимаю, что мысли о смерти, конце жизни, меня очень сильно выбивают из колеи, нужно перестраивать своё мышление, или уверовать хотя бы в том, что после смерти ещё что-то есть.
Ну и напоследок, моя тревога ещё связана и с тем, что, мне кажется, что я многого не успею в этой жизни, я оглядываюсь назад, уже почти 19 лет прошло... Как они так незаметно пролетели
Я понимаю, что молодые люди редко об этом задумываются, и в основном такой вопрос задевает уже зрелых, взрослых, пожилых людей.
Но ведь это время с каждым годом летит быстрее и быстрее, поэтому и страшно, что не смогу ни насладиться жизнью, ни сделать чего-то важного.
Поэтому я решила, что буду сейчас браться за всё, к чему есть желание, даже если нет достаточных знаний, ничего - научимся
Гляди, что-то из этого и выйдет
Но вот , завершаю свой монолог, и снова эта мысль.. меня когда-то не станет
в этом мире, останутся одни косточки, а как же так... как этот мир будет существовать после моей смерти, и я этого не увижу , никак не могу смириться с этим фактом, несмотря на то, что пытаюсь как-то отвлечься от этого вопроса, не задумываться или мыслить в ином направлении..
Перестроиться , думаю, очень даже возможно, может, это с возрастом придёт. Но это определённо стóит огромных усилий.

Ответы и советы психологов
Клинический психолог. Гипнолог. Кризисный психолог.
Олеся, здравствуйте.
• страх смерти — первичный, «животный» страх. Ввиду того, что у большинства людей отсутствует опыт умирания, этот страх больше обусловлен боязнью неизвестности, опасностью для жизни, тем, что неотвратимо, что не в силах изменить;
• страх потери контроля — как над собой, так и над ситуа­цией в целом. Мы можем говорить о суровых родительских указаниях, усвоенных человеком в детстве. И этот страх, скорее всего, из-­за боязни предосудительного, непозволительного поведения со стороны личности, когда логика и здравый смысл не могут быть за­ действованы в контроле над действительностью
Из кризиса можно выйти в любое время, если ситуация, вызвавшая его, теряет силу или актуальность. Неза­висимо от того, на каком этапе кризиса находится человек, у него, как правило, достаточно внутренних ресурсов для преодоления стрессогенных событий.
• Если вы находитесь в состоянии, когда страх лишает способности думать и действовать, то можно попробовать применить несколько простых приемов. Например, это могут быть дыхательные или физические упражнения.
• Попытайтесь сформулировать для себя и проговорить вслух, что вызывает страх.
• Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с доверенными людьми – высказанный страх становится меньше.
• При приближении приступа страха можно сделать несколько дыхательных упражнений. Например:
Утрен­нее диа­фраг­маль­ное ды­ха­ние
На­чи­най­те каж­дый день с глу­бо­ко­го диа­фраг­маль­но­го ды­ха­ния — оно зай­мет не боль­ше 3–5 ми­нут. Это по­мо­жет с са­мо­го утра на­стро­ить кон­цен­тра­цию. Суть диа­фраг­маль­но­го (или брюш­но­го) ды­ха­ния про­ста:
• при­ми­те удоб­ную позу: гла­за за­кры­ты и тело рас­слаб­ле­но;
• по­ло­жи­те пра­вую руку на жи­вот в рай­оне пуп­ка, а ле­вую — на грудь;
• ды­ши­те — при вдо­хе ра­бо­тай­те жи­во­том так, что­бы пра­вая рука на­ча­ла под­ни­мать­ся и опус­кать­ся, а ле­вая — не дви­га­лась.
Тех­ни­ка «В лю­бой непо­нят­ной си­ту­а­ции вы­ды­хай»
Мы мог­ли ску­чать по кол­ле­гам и дру­зьям, но мало кто хо­тел воз­вра­щать­ся к утрен­ним по­езд­кам на об­ще­ствен­ном транс­пор­те до офи­са. Если вы сно­ва ока­за­лись в мет­ро в час пик и чув­ству­е­те себя очень дис­ком­форт­но, по­ста­рай­тесь скон­цен­три­ро­вать­ся на глу­бо­ком вы­до­хе — вды­хай­те пять се­кунд, вы­ды­хай­те — де­сять. По­вто­ри­те это упраж­не­ние пять раз.
«Ко­ро­боч­ное» ды­ха­ние
Вды­хай­те и вы­ды­хай­те че­рез нос по че­ты­ре се­кун­ды — за­вер­шая каж­дый вдох и вы­дох, за­дер­жи­вай­те ды­ха­ние на че­ты­ре се­кун­ды. По­вто­ри­те упраж­не­ние че­ты­ре раза. С по­мо­щью этой тех­ни­ки вы смо­же­те не толь­ко сни­зить тре­вож­ность, но и улуч­шить фо­кус и кон­цен­тра­цию.
Недопустимые действия
Даже если вы считаете, что страх неоправданный или нелепый, то не нужно пытаться убедить себя в этом фразами: “Не думай об этом”, “Это ерунда”, “Это глупости”. Когда человек находится в таком состоянии, для него страх серьезен и эмоционально болезнен.
Приходите на консультацию. Я смогу Вам помочь.
Медицинский психолог ГКБ 1 им. Пирогова. Сексолог. Член "Российского общества психиатров", "Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии" и "Профессиональной психотерапевтической лиги". Специалист по социальной работе.
Я - медицинский психолог. Сексолог. Специализируюсь на работе с сексуальными расстройствами, РПП, депрессиями, страхами, тревожными состояниями, ОКР, аддикциями (зависимостями), детско-родительскими отношениями, ПРЛ, последствиями психологических травм, насилия, проблемами межличностного…
Олеся, по возможности сто́ит посетить психиатра и пройти курс медикаментозной терапии и лечение у психолога. На учёт вас никто не поставит при этом, а вот состояние значительно улучшится. Всего хорошего вам.
Психоаналитик
Здравствуйте, Олеся! Казалось бы, непростой вопрос - как быть с чем-то, что Вы не можете контролировать, в частности, смерть и всё то, что стоит за ней. Вы пишите, что постоянно об этом думаете и пытаетеся избежать таких мыслей с помощью таблеток. Но ведь можно подумать об этом и с другой стороны. Вот, например, "зомби" в сегодняшней повседневной культуре. Кто это? Вроде это существа, похожие на людей: они похожим образом двигаются, имеют примитивные интересы, как-то реализуют свои потребности. Но они мертвы, хотя и похожи на живых. Переформулируя данный вопрос, можно было бы сказать - нельзя умереть тому, что и было мёртвым. Но получается, что и живой будет жить, и умереть попросту невозможно. Правда, "истинно" жить не так уж просто, как говорил один из писателей, "жизнь = есть усилие во времени". Попробуйте продолжить эту мысль и, возможно, Вы и придёте к более интересным размышлениям, чем застревание на теме физической смерти.
Но это более философский, чем психологический, совет. В психологическом варианте ответа я бы всё же обратил Ваше внимание на смысл этих навязчивых повторений, как попытки контроля того, что совсем не контролируется. Конечно, в определении причины и заключается, в том числе, психологическая работа, но если это предположение верно, можно было бы в дальнейшем работать с контролем, тревожностью и углубиться в первопричины данных симптомов.