спрашивает: Алина (Воронеж)
Так уж вышло, что у меня получается запоминать свои сны. Беспокоющий меня сон приснился совсем недавно, но никак не могу выбросить его из головы. Всю начальную и часть средней школы я терпела издевательства от одноклассников и не могла найти поддержки даже дома, куда, честно, до боли в животе боялась приходить. У меня не получалось найти с одноклассниками общий язык и вскоре я это дело бросила. Спустя время я перешла в другую школу, где обстановка была куда комфортнее: не было никаких издевательств, появились новые друзья, да и обстановка дома наладилась. Прошло уже много лет, к прошлым издевательствам я отношусь нейтрально, но не могу сказать, что простила своих обидчиков. Понимаете, у меня нет к ним какой-то слепящей ненависти или желания напомнить и обвинить в том, что они делали, я просто ничего не чувствую в их отношении, но если бы они попросили прощения, то я бы просто сказала "нет" и ушла без задней мысли. Сейчас я воспринимаю это как вроде пройденный этап моей жизни, который оставил определённые отпечатки и воспоминания. А вот теперь о сне. Я находилась в здании своей первой школы, но почему-то все стены, потолки и полы были белыми, (даже с небольшим голубым оттенком) и блестящими, парты выглядели как новые белые столы, просторные чистые кабинеты. Прозвенел звонок и я почему-то со своими одноклассниками уже из второй школы захожу в кабинет и сажусь на четвертую или пятую парту среднего ряда. Было чёткое ощущение, что тогда шёл урок истории и я думала о том, что он будет таким же скучным и я просижу его в телефоне. Не прошло и десяти минут, как с середины или с другого конца коридора послышались оглушительные выстрелы и надрывные крики. Мои одноклассники повскакивали со своих мест, начали жаться друг к другу и испуганно галдеть, а учитель просил никого не выходить. Я не почувствовала никакого страха, поэтому открыла дверь и вышла. Что там творилось, это нечто. Повсюду валяются разорванные, даже надвое, тела, куски мяса, органы, у кого-то торчал позвоночник или рёбра, лужи крови как на полу, брызги на тенах и потолке. И всё это блестит. Стало очень тихо, никто больше не кричал, а стрелок пропал. По мере продвижения по коридору, из кабинетов начали выходить немногие, видимо смелые, учащиеся. Они без слов ходили и рассматривали трупы, которых было штук 40-50, и всё это с чавкаюшим звуками, вот как будто в слякоть наступали. Я пошла в туалет и склонилась над неизвестным мне парнем, у которого с бока был выдран кусок плоти, а из образовавшейся дыры торчали кишки, на которые я случайно наступила. Дальше я оказалась в другом помещении, но с чётким ощущением, что оно являлось частью школы. Представьте себе огромное заводское помещение с кучей труб, паром, со звуком работающих механизмов, где не видно пола и стен, но можно передвигаться по железным мостам и лестницам, а снизу шёл оранжевый свет, похожий по цвету на тот, который излучает расплавленный металл. Я по прежнему не чувствовала ни страха, ни отвращения, буквально ничего. На одном из таких мостиков я увидела свою плачущую подругу из новой школы и сидящего рядом испуганного одноклассника(который тоже издевался надо мной) из старой школы. Я села между ними и начала шутить, чтобы успокоить подругу. На этом сон закончился. Могут ли так проявляться какие-то непроработанные травмы из прошлого или это что-то другое?

Ответы и советы психологов
Психолог
Алина, здравствуйте.
Да, безусловно , этот сон отражает опыт, который вам пришлось пережить будучи школьницей. Здесь есть место и подавленной агрессии, но, интересно также то, как вы видите возмездие. Насколько я поняла среди повреждённых тел вы не видели своих обидчиков, но....вы увидели одного из - подавленного, сломленного, слабого. А вы были спокойная, уверенная, вы были выше....
Да и изначально во сне есть идея как будто переиграть эту историю. Показать смотрите какая я, я сильнее вас.
Конечно, этот момент лучше проработать на консультации, так как травмы влияют не наше поведение, принятие решений, мотивы не в лучшую сторону и дополнительно могут приносить чувство тревоги или неудовлетворённости просто потому, что, к примеру, в вашем случае обидчики могут не замечать, не знают о том, чего вы добились и кем вы стали. А на уровне бессознательного этого хочется.
Семейный психолог
Добрый день, Алина.
Да, так могут проявляться травмы прошлого. А какие-то нынешние события могут проявлять травму, помогать исцелять её, открывая новый слой. Глубокие травмы так и проявляются. Так выходит твоя поддавленная злость на одноклассников и нереализованные идеи расплаты. В тексте ты подробно описываешь момент поддавленной боли и расплаты.
Клинический психолог. Гипнолог. Кризисный психолог.
Алина, здравствуйте.Да. Обычно таким образом выявляются травмы.
Человек пытается понять, что происходит, и если охватить масштабы события не получается, то включается механизм интроецирования, когда психика как голограмму запечатлевает картину события, чтобы в спокойных условиях ее проанализировать и «разложить по полоч­кам» для восстановления целостного образа ситуации, заполняя мозаичность воспоминаний телесными и эмоциональными реакциями.
Человек «видит» только те моменты события, которые могут быть, например, болезненными, а другие аспекты остаются вне зоны его восприятия. Чем дальше по времени событие, тем меньше заметна взаимосвязь между ним и актуальной ситуацией.
В Вашем случае бессознательное пытается отработать как можно мягче тот травматический опыт, который Вы, к сожалению, испытали.
• симптомы повторного переживания (навязчивые воспоми­нания, мучительные сновидения, внезапные реакции, как если бы трагическое событие происходило сейчас - flashback, интенсивный стресс на события, высказывания или символы, связанные с пред­ шествующей травмой);
Приглашаю на консультацию. Готова работать с Вами.