спрашивает: Тамара (Ростов-на-Дону)
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, разобраться с ситуацией. Дочери в декабре 2022 исполнилось 3 года. В сад ходим с августа 2022 года, адаптация прошла хорошо, ходила с удовольствием. Но вот перед Новым годом пришлось полежать в больнице, в потом мы на две недели уехали к мужу в Краснодар. По приезду домой первый день пошла хорошо, а потом как подменили - слезы, крик, " хочу быть дома", мне кричит " не уходи"... И такое продолжается до сегодняшнего дня. Разговоры не всегда помогают. На вопрос обижает ли её кто-нибудь в садике, отвечает нет. Воспитатель говорит, что в течении дня тоже может всплакнуть. Подскажите, пожалуйста, как быть? Заранее благодарю.

Ответы и советы психологов
Семейный психолог, перинатальный психолог, символдраматист
Тамара, здравствуйте!
1. Хотела бы обратить ваше внимание на вашу фразу "пришлось полежать в больнице". По вашему описанию не могу понять, то ли вы сами там лежали, то ли вместе с дочерью, однако страх потери мамы ("не уходи") активизировался. Если вам самой пришлось госпитализироваться, то ребенок конечно же переживал этот момент и возможно так и не понял, почему мамы не было рядом, "а вдруг это навсегда?"
2. Поездка в Краснодар сама по себе могла и не сказаться на ребенке, но здесь у меня вопросы больше к вашему состоянию: были ли у вас переживания относительно поездки? Как вы это время провели с мужем? Какие в целом отношения в паре? Дети очень чувствительны к настроениям родителей, и если чувствуют неустойчивость, начинают "объединять" маму и папу, или "спасать" маму от папы ("хочу быть дома", "хочу быть всегда с тобой" и т.д.)
3.Также стоит отметить, что возраст 3-х лет  - это одна из ступеней отделения от мамы, взросление ребенка и соответственно страха разрыва отношений. И тогда важно понять, каковы у вас на данный момент отношения с дочерью, готовы ли вы, как мама, снизить свою тревожность и дать ребенку больше самостоятельности?
В зависимости от того, в каком из перечисленных мною пунктов наибольшее напряжение или есть что-то, что вас глубоко трогает, будет зависеть тактика вашего поведения, как родителя.
Вашей доченьке же рекомендую порисовать пальчиковыми красками в ванне, чтобы сбросить лишнее напряжение. Только проверьте, чтобы краски отмывались и дайте ребенку простор для творчества. Ей однозначно станет легче.
Психолог
Здравствуйте, дорогая Тамара!
Многие мамы сталкиваются с трудностями адаптации детей к детскому саду и разлучения с мамой на время пребывания там. Я очень понимаю Вас, поскольку и сама являюсь мамой двоих деток, младшая из которых первый год посещает детский сад. Вполне возможно, что такая реакция связана с тем, что произошло отвыкание от детского сада, ребенок долго был рядом с мамой и привык к этому, а первоначальный интерес к новому месту уже прошел. Однако будет полезным заглянуть глубже в Ваши с дочкой отношения, посмотреть, как формировалась привязанность, как обычно вы проводите время, когда малышка дома, как происходит подготовка к очередному дню в садике. Также важно понимать, какие отношения в саду с воспитателем и сверстниками.
Сейчас я бы порекомендовала Вам провести свободное время с дочкой в комфортной для нее обстановке - погулять, поиграть с ней, пошалить вместе. В процессе приятного общения можно спросить у малышки, как она понимает, что вы ее любите? Возможно, когда обнимаете или целуете, говорите что-то особенное, играете с ней и т.д. Когда получите ответ, постарайтесь давать ей как можно больше вашей любви именно в ее понимании, проявляйте больше ласки и внимания. Также можно придумать интересные ритуалы подготовки к садику (выбор вещей, игрушек), сочинения сказки, в которой она будет главной героиней, идущей за приключениями в детский сад.
Если Вы почувствуете, что Вам нужна более близкая поддержка специалиста в этом вопросе, я буду рада Вам помочь. Мы можем начать с бесплатной онлайн-консультации (30 мин.), на которой мы более глубоко рассмотрим ситуацию и наметим пути ее решения.