спрашивает: Елена (Нижний Новгород)
Ребенку 4 года. В детском саду ребенку сказали, что его мама не заберет. 3 месяца он спрашивает без остановки заберу я его. Но ходил без слез. После месяца болезни ходил в дет сад спокойно без слез неделю. Но эта фраза не отпускает. На 2 недели начались сильные истерики и вечером и с утра. Говорит эту фразу без остановки, просит не отводить его в дет сад. Не хочет оставаться на сон. Выходной среди недели делаю, не помогает. Как ему помочь?

Ответы и советы психологов
Семейный психолог, перинатальный психолог, символдраматист
Елена, здравствуйте!
3 месяца - достаточно длительный срок, произошла фиксация на данной фразе, психика ребенка уже сама не справляется. В вашей ситуации я рекомендовала бы дойти до детского психолого очно. Здесь нужно соприкоснуться со страхом, но бережно и при непосредственном контакте человек-человек.
Во время работы с психологом хорошо бы поводить ребенка в сад на пол дня, хотя бы недели 2 - он должен понять, что вы его слышите и выполняете обещания - это снизит тревогу.
С воспитателями в таких ситуациях стоит обсудить их фразу сразу же и не церемонясь: "Никогда не говорите подобного моему ребенку". Вы на стороне своего ребенка, вы его защищаете, и  в первую очередь от глупости других взрослых. Сыну внушите мысль: "Если тебе про маму говорят нехорошие вещи, никогда не верь. Сразу скажи об этом мне". И не важно, сколько лет этому человеку и какого он статуса.
Сила семьи в ее сплоченности. Будьте друг за друга! Желаю вам удачи!
Психолог
Добрый день, Елена!
Многие мамы сталкиваются с трудностями адаптации детей к детскому саду и разлучения с мамой на время пребывания там. Вы правы, такая фраза, сказанная ребенку, может привести к сильному беспокойству и даже стать травмирующей ситауцией для ребенка. Однако не каждый ребенок так остро отреагирует на ситуацию. И здесь нужно заглядывать глубже в Ваши с малышом отношения, посмотреть, как формировалась привязанность, как изначально происходила адаптация к детскму саду, насколько близкий контакт у Вас с ребенком налажен в настоящий момент. Также важно понимать, кто именно сказал, что мама его не заберет, какие отношения в саду с воспитателем и сверстниками.
Сейчас я бы порекомендовала Вам провести свободное время с ребенком в комфортной для него обстановке - погулять, поиграть с ним, пошалить вместе. В процессе приятного общения можно спросить у ребенка, как он понимает, что вы его любите? Возможно, когда обнимаете или целуете, говорите что-то особенное, играете с ним и т.д. Когда получите ответ, постарайтесь давать ему как можно больше вашей любви именно в его понимании, проявляйте больше ласки и внимания.
Если Вы почувствуете, что Вам нужна более близкая поддержка специалиста в этом вопросе, я буду рада Вам помочь. Мы можем начать с бесплатной онлайн-консультации (30 мин.), на которой мы более глубоко рассмотрим ситуацию и наметим пути ее решения.