спрашивает: Зоя Михайловна (Москва)
Добрый вечер. Как поступить я не знаю в общении с внуком. Я помогала его растить ему сейчас 26 лет. На данный момент я предоставила ему однокомнатную квартиру, где он живёт со своей девушкой, раньше снимал. Но он не хочет мне звонить и общаться со мной. Не поздравил с Новым Годом. Как мне поступить и как с ним общаться?
Мне 85 лет.

Ответы и советы психологов
Психолог, эмоционально-образный и арт терапевт.
Зоя Миайловна, здравствуйте. Как поступить и как общаться, я не отвечу прямо как действовать, как никак только вы знаете как жить вашу жизнь. Но я постараюсь подсветить ситуацию с другой стороны с помощью вопросов, чтобы ваше видение стало более полным. А тогда и найти ответы на ваши вопросы вам станет легче)
То, что вы помогали его растить, участвовали в его жизни - здорово. И тут появляется первый вопрос: в какой момент времени произошло отдаление друг от друга? В связи с какими событиями в жизни вашей семьи,  это случилось? Было бы здорово вспомнить ту ситуацию после которой общение сошло на нет. В ней скорее всего и спрятан корень проблемы. Остается понять, что стало причиной его нежелания в дальнейшем с вами общаться, и понять хотите ли и какими способами это исправить.
Второй момент, о квартире. Это ваше решение и ваше дело. Только вам решать кто, как, на каких условиях проживает в вашей квартире.
Увы, но нет, не получится так заставить его общаться (уважать тем более). Нельзя "купить" внимание, уважение, общение. Да и стоит ли оно того? Когда нет искренности, есть ли ценность? Хочется ли таких отношений?
Не поздравил с Новым годом. Да, тут может появиться обида. Мало информации для анализа, много вариаций получается. Тут важно понимать, норма ли в вашей семье поздравления, было ли это ранее, поздравляли ли вы его с праздником.. и тд.
Суть я вижу в следующем моменте: в отношениях участвует несколько человек. Есть вы, есть внук. Каждый привносит свое в эти отношения, каждый вносит свой вклад, и получает дивиденды. Это как весы, где на одной чаше, то что я отдаю в этих отношениях (тут и поддержка, внимание, установки, обиды и тд и тп) и что я получаю в них. Постарайтесь представить свои весы в этих отношениях.  Что вы отдавали в них? Что получаете? Чего не хватает? Чего хочется получить?
Как прежняя модель поведения поможет в достижении цели?
Что можно еще сделать для изменения ситуации и получения цели?
* к сожалению не все отношения с родственниками такие, какими бы мы хотели их видеть. И здесь остается грусть, несбывшиеся ожидания.
Возможно это не ваш случай, и отношения можно изменить когда обе стороны готовы для этого действовать. А как понять, что есть желание общаться и двигаться навстречу друг другу? Мне кажется это один из самых важных вопросов)
Как внуку узнать, что вы хотите общаться?) Знает ли он, уверенны ли вы? Пожалуй, тут помочь может только одно - разговор. Честный, без манипуляций и напрямую о чувствах, потребностях и желании восстановить отношения.
От всей души желаю Вам успехов на вашем пути!
Психолог
Добрый день, Зоя Михайловна!
Я очень понимаю Ваши переживания. Подскажите, пожалуйста, насколько давно внук перестал общаться с Вами? Вы знакомы с его девушкой?