спрашивает: Мария (Санкт-Петербург)
Добрый день. Не могу общаться со своей подругой, и меня это очень беспокоит. Дружим мы еще со школы, потом один факультет, одни друзья - тот случай когда знаешь друг про друга все, общие друзья-компании, путешествия. Осознавать трудности (с моей стороны) я начала еще лет 5-6 назад, а тянется это еще дольше. Ей как и мне немного за 30, но серьезных отношений у нее со студенчества особо не было. При этом, каждый раз когда у меня были отношения, она провоцировала ссоры со мной. То я забыла что-то у нее спросить, то куда-то не позвала, то недостаточно развернуто ответила. Причем говорилось это не напрямую. Завуалированно она как бы волновалась, что со мной очередной недостойный меня мужчина, и я мол страдаю. В реальности я уделяла ей очень много времени, разрываясь между ней и парнем, работой, родителями. Сейчас я понимаю, что очень сильно велась на ее манипуляции, оправдывалась, мирилась первая и тд. Для меня тяжело быть в ссоре, мне очень важно разобраться. Прям руки опускаются. Таких историй было много, проявлялись они регулярно, но потом, видимо, она подросла, да и я стала жестче, и как-то эти ситуации сошли на нет. Прошло уже лет 5, но временами я вспоминаю те ссоры, те обидные слова, сказанные в мой адрес, и меня накрывает злость. Хочу добавить. Она добрая, если что-то произошло - поддержка, забота. Она карьеристка, ей важно везде быть первой. Иногда подбешивает ее "я знаю", "я же говорииила". Вопрос ко мне, почему меня это раздражает?) в целом, я уже это проработала, и стараюсь, насколько это возможно, относиться к этому с умилением. Ну хочется ей быть умнее, первее и тд. и перетягивать одеяло на себя. Ей это внимание важно, да и пускай.
Что происходит на сегодняшний день: В целом у меня все хорошо. я замужем, работаю, нет каких-то глобальных вопросов, с которыми я хочу идти к психологу. Кроме подруги! Я злюсь на нее почти каждый день, это как какая-то постоянная заноза, которая мешает мне жить. Звучит смешно и нелепо, но это так. Дело в том что с годами проблем у нее стало больше. Захвачены практически все области - карьера (где она очень успешна, но много забот), нет личной жизни, проблемы в семье, проблемы со здоровьем. И мне уже порядком надоело это слушать. Только пару недель все спокойно - обязательно у нее должно что-то случиться, и она в эту проблему всех вовлекает. Ну не всех, но я там первая. Я не знаю уже как мне себя вести, чтобы она не посвящала в ТАКОЙ степени меня в эти проблемы. У нее много друзей, она очень общительная, ее любят, и я честно очень рада что сейчас друзей больше, соответственно больше вариантов делиться какими-то делами, проблемами, и вообще что это не ложится все только на меня. Но в какой-то степени обидно, что для всех она такая веселушка активная, а я как самая близкая слушаю ее нытье и мне эта легкость не достается. Возвращаюсь к первой проблеме - злости на то, что раньше она тиранила меня нехваткой внимания к себе. Мне кажется, что злюсь я из-за того что на самом деле, если были ситуации, с которыми я хотела поделиться с ней, она вовлекалась очень поверхностно, не так участливо, как это делаю я. Я все это время я слушала, поддерживала, и по факту была очень хорошей и терпеливой подругой, а в ее глазах (тогда 5-7 лет назад) я была эгоисткой, выбирающей не тех парней, не уделяющей ей внимание. Простите за сумбур. Наверно рассказать бы я смогла грамотнее и четче. И у меня эта ноющая обида, хотя я совершенно не злопамятный человек, и все косяки забываю очень быстро, прощаю тоже, Но из-за ее тех высоких... да я бы даже сказала - невыполнимых требований и ожиданий, я сейчас злюсь на нее что сама она не может делать и половины того, что всегда делала я. По большому счету, я понимаю что да мне оно и не надо. Мне итак много ее в этой жизни, куда еще если она будет постоянно в чем-то помогать и узнавать.
Сейчас у нее очередной сложный период. У нее хороший психолог, он правда ей помогает. Я вижу, что хоть какие-то вещи ей уже становятся понятными, и она пытается их решать. Но мне очень тяжело ежедневно по 2-3 раза общаться по ее проблемам. Она еще так хитренько это преподносит, мол, будет время - почитаешь. Но по факту я понимаю, что там будет обида, а я этих конфликтов с ней боюсь, у меня уже аллергия на них. Реально какая-то психологическая травма на эти конфликты с ней. Я боюсь, что если когда-нибудь будет ссора, я ей все выскажу и это плохо закончится. Все свелось к тому, что когда я вижу на телефоне от нее сообщение, и я даже еще не знаю о чем там, у меня уже портится настроение. Я подсознательно уже с негативом. Понятное дело, что так быть не должно, я ее люблю, я искренне хочу ей счастья, и я хочу ХОТЕТЬ быть ее подругой, но от этого накопленного кома негатива я не могу уже ее адекватно воспринимать. Возможно в какой-то момент я избаловала своим вниманием, и она думает что так общаться нормально. Ну невозможно такое количество времени уделять ей. Мы взрослые люди со своими заботами, жизнями, семьями. А я должна все бросить и слушать часами про то как что-то там у нее произошло, разбирать ее анализы, переписки и прочее. Дошло до того, что я начала представлять, что она уедет на другой конец света жить, и мы будем видеться по праздникам. И я этому осень обрадовалась бы. Ну это же не нормально!
Наверно логично будет мне сказать - ну не общайся с ней. Просто сведи на нет. Но у нас много общих друзей и еще мы дружим семьями. Плюс, живем мы в небольшом городе, где все так или иначе друг друга знают. Да и на самом деле я бы не решила эту проблему, перестав с ней общаться. Между нами не было предательств. И мы любим друг друга. Но в какойто момент это общение стало для меня моментами просто невыносимо. И я понимаю, что это проблема в любом случае во мне. Так быть не должно. Нельзя так реагировать на подругу, и так много об этом думать.
Как мне перестать злиться? И еще как реагировать на такое количество "нытья"? Можно ли как-то повлиять на количество, не говоря при этом что она слегка надоедает.
Спасибо!

Ответы и советы психологов
Психолог. EMDR, КПТ. Член Ассоциаций EMDR России, Когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП). Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ).
первая консультация - БЕСПЛАТНО!
Помогаю справиться с проблемами: психотравмы, панические атаки, насилие, тревожность, депрессивные и кризисные состояния, ПТСР, кПТРС, проблемы с самооценкой, а так же события из детства, которые мешают жить до сих пор. Подходы: КПТ и ДПДГ/EMDR (рекомендован ВОЗ), логотерапия, экзистенциальный…
Здравствуйте, Мария.
Можно ли как-то повлиять на количество, не говоря при этом что она слегка надоедает.
Можно сказать, что Вы читали, что вот такое тотальное недовольство - признак наступления раннего климакса )) Но это, конечно, шутка. Я так написала, чтобы немножко разрядить обстановку )
Такое ощущение, что Вы стали для своей подруги бесплатным психотерапевтом - Вы даете ей поддержку, сочувствие, время, силы. Причем, безвоздмезно. Но это отношения психотерапевта и клиента, а не дружеские. Ведь дружеские отношения строятся на равных.
Я читаю Ваш пост - и он о подруге. О ее ценностях, желаниях, жизни. Даже об анализах. Но ведь в отношениях (хоть в любовных, хоть в дружеских) всегда есть Второй. Поэтому подумайте, пожалуйста, где при вашем контакте Ваши (Ваши, Мария) ценности, желания, анализы и пр? Говорите ли вы о Вас? Или только о ней? Балланс здоровых отношений - я отдаю чуть больше, чем получаю. И так делает КАЖДЫЙ.
Вы надеетесь, что ее отъезд поможет. А с чего бы? Могу предположить, что все это просто переместиться в онлайн.
Нельзя так реагировать на подругу
Действительно. Так нельзя реагировать на подругу, отдавая всю себя ей целиком. Ведь если Вы всю себя израсходуете на подругу, что останется Вам самой и вашим близким?
Она общается с Вами так ровно до тех пор, пока Вы не возражаете против этого. Если Вы начнете возражать и давать себе больше места (то есть немножко расширите свои собственные границы), Вам станет легче. И если она дорожит отношениями с Вами, она начнет считаться с Вашими новыми условиями.
Надумаете разобраться со всем этим, обращайтесь. Будем искать и подращивать Вашу ценность вместе. Кстати говоря, сказать ей "хватит" может мешать Ваше чувство вины за то, что Вы когда-то не давали ей столько внимания, на сколько она претендовала. Но это гипотеза.
Психолог. Клинический психолог.
Здравствуйте, Мария!
Но мне очень тяжело ежедневно по 2-3 раза общаться по ее проблемам.
У Вас есть вариант общаться не только о её проблемах, но и рассказывать о своих, т.е. подруга рассказала свою проблему, Вы сказали ей своё мнение, теперь переключите своё внимание на себя, скажите подруге, что Вы хотите поговорить о другом, о своих проблемах. Но у любой проблемы есть решение и проблему нужно решать, не жаловаться. Если есть жалобы, то Вы можете их не слушать - у Вас есть выбор. Почему Вы выбираете слушать то, что говорит подруга? Вы боитесь отказать ей и стать плохой в её глазах?
и она думает что так общаться нормально.
Для неё общаться "так" уже нормально, но дело здесь не в том, что Вы избаловали вниманием подругу, а в том, что Вы продолжаете слушать о её проблемах и не говорить ей: "стоп".
Вам важно договориться с подругой, что если есть проблема, то её нужно решать, если подруга опять продолжает Вам говорить об одном и том же, то Вы можете напомнить ей, что Вы ей подруга, Вы не можете решить её вопросы за неё, Вы уже разибрали с ней её проблему, решение принимает она, она может обратиться к психологу и решить свои проблемы, а Вы слушать проблему ещё раз не хотите. Вы боитесь отказать подруге и поэтому возникает этот вопрос, который Вы задали здесь. Конечно, нужно быть готовой, что подруге может не понравиться, что Вы ей отказали, ведь Вы всегда слушали её, не отказывали ей, но тогда Вам нужно понимать, Вы готовы дальше слушать её проблемы, которые не доставляют Вам удовольствие? Что Вы выберете? Ведь решение остаётся за Вами, только Вы знаете, как Вам будет лучше.
Важно:
1. Научитесь говорить: «нет», умейте отстаивать свои личные границы. Вы не обязаны быть для всех удобной. Уважение чужих границ важно точно также, как и уважение Ваших собственных границ. Вы просто отказываете людям, либо говорите им, как с Вами поступать не следует. Вы ведь защищаете себя, а не делаете кому-то хуже. Именно это создает уверенность в себе.
2. Исключите фразу «должна» на «я хочу», «я выбираю». Проанализируйте, как часто Вы поступаете под фразой "должна" и как часто делаете, что Вам хочется под фразой "я хочу", "я выбираю". Все достижения, которые у Вас получились отмечайте себе в дневник, проанализировав, как поменялось Ваше внутреннее ощущение, состояние.
Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберём Вашу проблему.