спрашивает: Юлия (Москва)
Добрый день! меня сильно беспокоит мое будущее и мое развитие. Я студентка 1 курса, переехала в Москву из маленького города. Тяжело проходит адаптация, совершенно нет энергии, мотивации учиться, нет никаких целей на жизнь, не знаю, чем заниматься по жизни. Я очень растеряна и разочарована в себе. Боюсь остаться человеком, ничего не добившимся в своей жизни.
кроме того, я сильно переживаю из-за учебы. никаких причин на это нет, оценки, успеваемость хорошие, но присутствует страх, что меня исключат из ВУЗа или я не сдам сессию (во время учебы в школе мне очень часто говорили, что вылететь из университета легко, нужно очень стараться, много учиться). я очень переживаю по этому поводу.
Помогите мне, пожалуйста!

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте! Такое бывает, когда человек не может внутри себя обрести опору, когда не чувствует себя на своём пути, на своей дороге, ему трудно остановиться. Ведь, чтобы остановиться и заниматься делом, важно преодолевать сложности, учиться мотивировать себя, поддерживать себя, справляться с задачами, а это трудно.
Ведь если соотнести с позициями, то именно Ребёнку сложно удерживать свой интерес, именно он пасует перед сложностями, боится их, не верит в свои силы, его интерес гаснет, когда возникают проблемы, потому что он не смог научиться их преодолевать. Ему кажется, что он всё ещё успеет и найдёт то, что ему интересно и привыкает не трудиться над собой, не мотивировать себя идти по одному пути, а перескакивать, пробовать. Везде он находит причины, которые ему мешают — пропал интерес, что-то не устраивает, хочет убежать и ничего не делать и т.д. т.е. он видит вокруг себя только ограничения. Ему хочется спрятаться, убежать, не выходить из дома, чтобы не сталкиваться с.. .собой. Он смотрит вокруг и видит людей, Взрослых, которые увлечены своим делом, живут своей жизнью, у которых есть свой путь, и он не понимает, почему у него не так.
Какие Вы видите ограничения на своем пути Вы? Почему боитесь остановиться? С чем столкнетесь?
Когда ребёнок ещё маленький, то есть родители и они Стимулируют его, т.е. оказывают влияние из вне, а Взрослый человек учиться Мотивировать себя — т.е. сам ставить цели и двигаться к ним. Но, цель он должен увидеть перед собой, чтобы она была для него значимая и яркая. Когда он видит цель, он может обозначить задачи и этапы, которые ему необходимо пройти и начинать следовать.
Вы уже выросли, и никто из вне не сможет Вам дать мотивацию. Вам важно учиться мотивировать себя!
Возможно, Вы представляли своё будущее раньше, ещё не зная мира Взрослых, у Вас были только фантазии, а когда Вы стали расти, стали сталкиваться с тем, что реальность другая и что Ваши ожидания стали разбиваться. И Вы потерялись. Вы не знаете, чего теперь ожидать, на что ориентироваться. Вы уже видите жизнь иначе.
Чтобы Вы смогли разобраться в том, в какой сфере Вы сможете себя максимально реализовать, Вы можете пройти профориентационный тест, который исследует Ваши способности, личностные качества и мотивацию. Анализ результатов поможет очертить конкретные сферы.
Но, Вам важно создать для себя новые ожидания от своей жизни  и от того, чем Вы на самом деле будете заниматься, более реалистичные.
Вы взрослеете и меняетесь, Вы видите уже, с другой стороны, вещи, людей и ситуации, поэтому и меняются ожидания.
Не страшно, что то, к чему Вы шли раньше сейчас разбито. Вы можете создать новое представление!
На самом деле Нет «правильного» и «неправильного» выбора и решения. Есть опыт, который Вы можете получить, но который может Вам показать что-то о самой себе. Ваш опыт показывает Вам то, что Вы боитесь себя, свои решений, что не доверяете себе, что не чувствуете опоры под ногами, что не чувствуете себя в безопасности.
Поэтому Вы и испытываете этот страх и пытаетесь «перестраховаться». Но от чего? от себя?
Ваша неуверенность, нерешительность и страхи так и будут внутри Вас, будут преследовать Вас где бы Вы ни оказались.
Ваш страх сейчас Вас ограничивает, и Вы позволяете ему управлять своей жизнью, прятаться от себя.
Для начала Вам нужно вернуть опору, посмотреть в глаза своему страху и вернуть себе контроль над собой и над жизнью. Разрешить себе принимать те решения, которые Вы хотите и не бояться сложностей, а справляться с ними.
Но, для этого Вам предстоит и разобраться в том — почему Вы настолько не уверены в себе, почему этот страх возник в Вас.
В принятии своего решения, Вам предстоит всё взвесить и расставить по местам, расставить приоритеты. Вы меняетесь и меняется Ваша жизни, жизненные задачи, жизненные цели, жизненный путь. Вы боитесь изменений, но Вы и не можете остаться на месте.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Неудивительно что вы в некоторой "растерянности", ведь вы - оказались оторваны от привычной жизни, привычного окружения. Есть разные варианты и возможности адаптироваться на новом месте, "в новой жизни" - например в рамках групповой психотерапии:
Групповая терапия в формате групп-анализа как эффективный вид психологической помощи
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог
Юлия, здраствуйте!
Период адаптации и переезда довольно не простой для психики.
Я бы спросила у вас, переезд и поступление было вашим решением? Или родители настояли? Как был сделан выбор профессии на которую вы учитесь теперь?
Очевидно, что в вашей жизни ещё не было опыта "остаться ничего не добившимся человеком", предположу, что это некий внутренний интроект с которым вы идентифицируетесь, тоесть образ значимого человека, который считает себя "неудачником" и разочарован жизнью. И вы с ним как бы сливаетесь психически.
Приходите на консультацию, для того, чтобы найти причины этого состояния.
С уважением,
Психолог Ирина Керницкая.
Психолог
Здравствуйте Юлия. Рад знакомству. Нужно найти причину, почему это с вами происходит. Не бывает дыма без огня. Что-то не так. Жизнь прекрасна. Тем более вы талантливый человек. У вас не должно быть таких проблем. Или что-то из детства, или какое не будь влияние или не правильный ориентир, и так далее. К сожалению не зная точной причины сложно написать по поводу того как убрать эту апатию, страх, разочарованность, переживания...