спрашивает: Светлана (Москва)
Хочу спросить, как выбраться из позиции ребёнка, в которую я регулярно скатываюсь?
Мне 36, у меня есть дочка (скоро 4), с мужем живём отдельно уже 2ой год (сходились и расходились несколько раз за это время, движемся в сторону развода).
Когда дочка закатывает истерику, я на нее очень сильно злюсь. Пытаюсь успокоить ее из позиции взрослого, но внутри все кипит, особенно, если мы куда-то спешим. И я начинаю угрожать, манипулировать, давить на дочку, чтоб прекратить эту истерику. А когда она после начинает говорить, что мама плохая, не буду тебя больше целовать/играть и ТД, то я ужасно сильно расстраиваюсь, обижаюсь на нее, мне хочется плакать.
Я работаю удаленно из дома, все остальное время посвящаю дому и дочке, вожу ее на кружки, в театр, занимаюсь с ней, короче, стараюсь дать ей всестороннее образование, духовное, физическое и ТД. С папой она тоже регулярно видится. Но папа не тратит столько сил на воспитание, у него работа прежде всего. А Я то в сад веду, потом работа+быт, вечером с сада забираю, то кружок, то опять работаю, успеваю поиграть немного, сказку на ночь почитать - короче, от этого ритма я устаю. А когда я выхожу из себя, то муж попрекает меня, что я неадекватная. Наверно, он прав, ТК я тоже думаю, что кричать и манипулировать, пугать ребенка - это неадекватно. Мне ужасно стыдно за себя. Иногда я так злюсь на дочку, что хочу ее отлупить, но это для меня табу, так как я помню, как лупили меня, и какое жгучее чувство ненависти я испытывала.
Я не знаю, что мне делать. Предполагаю, что надо меньше суетиться, больше отдыхать, не мотаться на кружки, если дочка не хочет их посещать, быть более гибкой, но я так боюсь чего-то ей недодать, как недодали мне в моем детстве. А получается, что я частенько воюю с дочкой. Мне хочется, чтоб она любила меня, а в итоге сама порчу наши отношения.

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Светлана.Если дочка закатывает истерики,то она уже давно не доверяет маме.Мама,видимо,уже давно не слышит дочку,ее потребностей,но мама все решает за дочку.От этого дочка эмоционально ,все больше отдаляется от мамы.А,что бы почувствовать свободу от мамы,впадает в истерики.Поэтому,можно сказать,что ошибки в воспитании у Вас масштабные.При этом,плохо и дочке,и мужу,и Вам.Вопрос решается через гармонизацию Вашей личности(жить в согласии с собой).Тогда начнет получаться согласие с дочкой.А,возможно,и с мужем.Пока нет качественной любви к себе,ее (любовь) не будет чувствовать ни дочка,ни муж.Что бы научиться слушать и слышать дочку,важно слушать и слышать себя.Тогда появится сочувствие,сопереживание,поддержка и задушевные бседы с дочкой.Она потянется к Вам,когда Ваше понимание ее станет для нее вкусным.Эфффективной,была бы личная разговорная терапия с Вами.Но,это длительно и затратно.Можно поработать с книгой Эллис.Рационально эмоциональная терапия.Поработайте с ней с пол года,и Вы начнете больше отдыхать и больше проявлять истинной заботы о дочке.Этому процессу будущая мама учится в детстве,со своей мамой.Но,возникшие неудобства в Вашей детско родительской среде сейчас плохо влияют и на Вас и на дочку Вашу.Обращайтесь,если книга не поможет.
Психолог
Светлана, на самом деле все не так плохо, как вы воспринимаете. Во-первых, действительно ужасным родителем скорее будет тот, кто не чувствует вины, сожаления или страха за свои действия по отношению к тому, кто (пока) не в состоянии достойно ответить.
Во-вторых, происходящее с вами происходит и с другими родителями. Вопрос лишь в том, как обрабатывать эту ситуацию. А это зависит от целого ряда исходных, например, откуда берется такого рода реагирование, что конкретно вы пытаетесь выразить своим давлением на дитя, и т.д. Может быть вы неосознанно исполняете прочно прошитую в вас программу. Возможно, пока это единственный доступный вашей психике способ влияния на ситуацию. Но в большинстве случаев происходящее можно изменить. И это необходимо сделать, т.к. угрозы наказанием или последствиями, давление  со стороны того, кто должен защищать окажут глубокое влияние на личную и социальную жизнь вашего ребенка.
Что с этим делать? Как минимум убирать данный способ реагирования, в идеале замещать его другим. Это делается, например, работой напрямую с исходной эмоцией с выходом на причины. Или разрушением сцепки вашей психики со значимым человеком, с которого вы частично скопировали ваши действия. Подходов много, выбор конкретного алгоритма зависит от огромного множества факторов.
При необходимости помощи, обращайтесь, вопрос может оказаться довольно простым.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Предполагаю, что надо меньше суетиться, больше отдыхать, не мотаться на кружки, если дочка не хочет их посещать, быть более гибкой, но я так боюсь чего-то ей недодать, как недодали мне в моем детстве. А получается, что я частенько воюю с дочкой. Мне хочется, чтоб она любила меня, а в итоге сама порчу наши отношения.
И получается такое "причинение добра" - которое берёт истоки не в "любви к дочке" - а в "чувстве вины"  и "собственных неудовлетворённых в детстве потребностях".
К сожалению такое "приничение" превращается в определённое "насилие" и резонансом лишь вызывает проблемы в следующих и следующих поколениях. И единственный вариант разорвать этот порочный круг - поменяться вам самой, походить в психотерапию, разобраться  в себе.
Мне очень понятны описываемые вами проблемы, я бы предложил вам помощь. Можно - в индивидуальном формате. А можно - "договориться чтобы не только дочка ходила в кружки - но и был бы у вас у самой свой "кружок" - в виде групповой психотерапии", я веду психотерапевтическую группу и участие в ней могло бы вам сильно помочь поменяться.
Приходите на первичную консультацию, чтобы обсудить ситуацию в деталях. Пишите по почте или звоните по телефону или СМС, договоримся о встрече и всё обсудим подробнее, подумаем о вариантах решения проблемы.
Важно понимать - что "матерями не рождаются, матерями - становятся". И я могу вам в этом помочь!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог. EMDR, КПТ. Член Ассоциаций EMDR России, Когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП). Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ).
первая консультация - БЕСПЛАТНО!
Помогаю справиться с проблемами: психотравмы, панические атаки, насилие, тревожность, депрессивные и кризисные состояния, ПТСР, кПТРС, проблемы с самооценкой, а так же события из детства, которые мешают жить до сих пор. Подходы: КПТ и ДПДГ/EMDR (рекомендован ВОЗ), логотерапия, экзистенциальный…
Здравствуйте, Светлана. Читаю Ваш рассказ и понимаю, что Вы - очень заботливая мама, желающая дать своей дочке только самое лучшее, Вы искрернне хотите дать ей по-максимуму, стараетесь стать идеальной для нее... И тогда возникает ощущение, как будто Вы себя вините в том, что не идеальны. Но люди не могут быть идеальными. Мало того, этого и не надо, ведь наш мир, в котором живем все мы - не идеальный. ) Ребенку, воспитанному в идеальных условиях (даже если на минуту представить, что такое возможно), будет очень тяжело в сопроикосновении с реальностью. Поэтому, для ребенка лучше не идеальная мать - а достаточно хорошая мать. Это понятие ввел Дональд Винникот - английский педиатр.  Для ребенка лучше мать, которая ведет себя естесственно - любит ребенка, заботится о нем, но при этом не забывает и о себе, каких-то своих желаниях, и не ругает себя за ошибки, которые все мы неминуемо совершаем при воспитании детей.
Срываетесь Вы на нее не только из-за своей загнанности и усталости. Но и из-за своих детских травматичных историй. Мы неосознанно и невольно(!!НЕВОЛЬНО!) можем видеть в своих детях свою детскую травмированную часть. И тогда мы можем переносить на своего ребенка то отношение, с которым наши родители относились к нам в нашем детстве. Ну то есть родители нас ругали, и мы точно также начинаем ругать своего ребенка. Но при этом, понимая, чего мы натворили, мы еще будем испытывать и чувство вины. И желая это все загладить, можем пытаться стать идеальными. Примерно так мне видится. Но это, конечно, гипотеза.
Я бы порекомендовала Вам отработать со своей детской травматикой. И напитать любовью свою детскую часть -  маленькую Светлану, которой не хватило от родителей  - чего?  - любви? заботы? ... Я желаю Вам сил и удачи!  Я работаю с травмами, полученными в детстве, применяю методы ДПДГ / EMDR - это методы, с доказанной эффективностью, рекомендованные ВОЗ при работе с травмами. Если надумаете, и устроят мои условия, обращайтесь. Можете написать мне в WhatsApp или Телеграм: +79166100058. Будем  разбираться с Вашими событиями из детства вместе.
Психолог
Светлана, здравствуйте!
Вовсе вы не ужасная мать, чувствуется, что вы очень стараетесь для своего ребёнка. Та злость, которая у вас поднимается, с дочкой вообще не связана. Вероятнее всего это то, что вы испытываете к своей маме.
Скатываетесь регулярно в детскую позицию, потому что не было выхода той ненависти, о которой пишите, потому что внутри вас живёт девочка, которая нуждается в любви. Выбраться оттуда можно дав место своим чувствам, завершив те психические процессы и травмы детства, долюбить себя.
Приходите на консультацию, буду рада пройти этот путь вместе с вами.
С уважением,
Психолог Ирина Керницкая.