спрашивает: Лера (Москва)
Здравствуйте. мне двадцать один год.
Я очень устала. Устала, что приходится держать себя в узде, что я не могу позволить себе выплескивать гнев, потому что если я это сделаю, то от меня все отвернутся. я не понимаю, что я испытываю, не понимаю, что мне нужно чувствовать в тех или иных ситуациях. я как будто кукла, которой постоянно меняют лицо. все думают, что я очень дружелюбная, но на самом деле я просто умею читать людей и подстраиваться под них, поэтому я легко схожусь со всеми, но мне это не нужно. раньше у меня было очень много друзей, я постоянно находилась в социуме, а сейчас я не хочу никог. я разорвала контакты со всеми беспричинно. просто устала с ними говорить. у меня ощущение, что меня просто нет. я не понимаю, как мне себя ощущать, порой и вовсе кажется. что я — это не я. из-за этого нет понимания ценности вещей, которые ценят другие. я устала. от непонимания, что происходит. от желания хотя бы что-то узнать о себе. такое ощущение, что я никогда и не существовала. помогите. что мне делать.

Ответы и советы психологов
Психолог, клинический психолог
Здравствуйте, Лера! А почему Вы уверены, что все от Вас отвернутся? Такое уже случалось? Скорее всего в детстве Вам было сложно и пришлось научиться читать людей и подстраиваться под них, но в таком режиме нет времени подумать о своих чувствах и реакциях. Начать можно с простых дыхательных упражнений и отслеживания ощущений в своем теле, это поможет почувствовать себя в настоящем моменте. А вообще, конечнонужно разбираться с причинами, почему выработалось такое поведение и такие ограничения на проявление себя в этом мире. Процесс узнавания себя может быть интересным и доставлять не только отрицательные эмоции, особенно если делать это со специалистом, который направит и поддержит. Обращайтесь, буду рада помочь.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Добрый день Лера!
Получается - что не зная "какая вы на самом деле" - вы себя боитесь. Своего рода "запрет на гнев". Это - одна из сторон рассмотрения проблемы. И я бы рекомендовал вам посмотреть замечательный фильм:
Управление гневом
Если захотите поработать над социально приемлемыми возможностями выражения гнева - могу стать вашим "Бадди Райделлом"... )) в рамках психотерапевтической работы.
Вторая возможность рассмотрения - это "отсутствия внутренней поддержки от мужской (отеческой) фигуры". Ведь - "мать даёт ребёнку жизнь - а отец - право распоряжаться ей и прожить так как человек сам считает нужным". И нередко к девушек с "отсутствующими" (физически - или "психологически" - дистантными) отцами немало проблем с самоопределением и налаживанием личной жизни. Недаром во многих культурах мира девушку под венец ведёт именно её отец. Можно помочь и в этом направлении.
Третий вариант - это "отношения с "другими" - людьми в группе". И тут я бы (возможно) мог предложить вам вариант групповой психотерапии, почитайте как работает этот формат:
Групповая терапия в формате групп-анализа как эффективный вид психологической помощи
Приходите на первичную консультацию, чтобы обсудить ситуацию в деталях. Пишите по почте или звоните по телефону или СМС, договоримся о встрече и всё обсудим подробнее, подумаем о вариантах решения проблемы.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП