спрашивает: Анна (Москва)
Ненавижу себя, чувствую себя просто никчёмным человеком, который ничего не умеет и ничего не добился в своём возрасте. Другие уже купили машину, дом, обеспечивают себя, а я все также просто никто и ничто.
Каждую ночь лежу и эти мысли у меня в голове, и я просто не могу уснуть из-за этого.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Когда человек в подобной ситуации приходит ко мне в терапию - получается повернуть негативные чувства таким образом чтобы начать достигать чего-то в жизни. Как правило "чувство никчёмности" - родом из детства и связано с недостатком внутренней поддержки которую вы можете получить, "взрастить" в процессе психотерапии во "внутренний стержень".
Приходите на первичную консультацию, чтобы обсудить ситуацию в деталях. Пишите по почте или звоните по телефону или СМС, договоримся о встрече и всё обсудим подробнее, подумаем о вариантах решения проблемы.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог. Клинический психолог.
Добрый вечер, Анна!
Сколько Вам лет?
А чего Вы хотели бы добиться? И что Вам для этого нужно? Какие препятствия? Что мешает?
А что в Вас есть такого, чего нет в других людях? Проанализируйте это.
Ставьте цель. Для начала Вам нужно определиться, что именно Вы хотите достичь и идти к этому. Важно понимать для чего Вы достигаете конкретную цель и что в итоге получаете/получите от этого достижения. Выпишите на листочек, что принесёт Вам эта цель в процессе и в итоге (самореализация, саморазвитие, карьера, знания и т.д.). Если это Ваша мечта и она осуществима, то удовлетворение от неё будет.
Но бывает и такое, что человек обесценивает свои старания, умения, обесценивает всё, чего добивается и в конечном итоге не получает счастья, т.к. он обесценил это, обесценил свои усилия, старания. По этой причине удовлетворение не будет, но это можно проработать и научиться ценить то, что есть, за каждое старание хвалить себя.
Для начала определитесь, что именно Вы хотите достичь и для чего Вы это выполняете, что в итоге Вы получите, если выполните, а что не получите, если не выполните. Составьте план, что Вам нужно выполнить в течение недели, месяца, после распределите эти дела в течение недели. Вам нужно знать для себя, зачем и для чего Вы делаете какое-то действие, составляйте план на день и выполняйте его. Также в промежутках между планами на день добавляйте положительные дела, которые Вас будут радовать. Начинайте выполнять дела начиная с неприятных и заканчивая более приятными. В конце дня пишите результат того, что Вы сделали за день и чего добились для достижения цели. Каждый раз, когда Вы выполняете всё, что планируете позитивно подкрепляете себя, покупая себе что-то (например, одежду, статуэтку и т.д.), хвалите себя за то, что Вы сделали и обязательно радуйте себя покупкой.
Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с делами.
Вы сравниваете себя с другими, но все люди отличаются друг от друга.
Рекомендую:
1. Не ругайте себя за ошибки, которые возникают, не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями. Каждый может ошибаться, из любой ситуации нужно извлечь урок и сделать вывод для того, чтобы не повторить ошибки в следующий раз. Проанализируйте, как помогла Вам какая-либо ситуация стать сильнее? Какие ошибки помогли Вам стать мудрее? Все это можно прописывать себе в дневник.
2. Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, записывайте себе в дневник, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел каждый день). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
3. Не сравнивайте себя с другими. Все люди разные и не нужно быть под копирку с другими людьми, Вы уникальный человек, другого такого нет, у Вас есть своя «изюминка», которой нет ни у кого. Важно понимать эту "изюминку".
4. Исключите фразу "должна" на "я хочу", "я выбираю". Проанализируйте, как часто Вы поступаете под фразой "должна" и как часто делаете, что Вам хочется под фразой "я хочу", "я выбираю". Все достижения, которые у Вас получились отмечайте себе в дневник, проанализировав, как поменялось Ваше внутреннее ощущение, состояние.
Вы также можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберём Вашу ситуацию.
Психолог
Анна ,добрый день. Готова помочь вам разобраться в себе и изменить ваши мысли по поводу себя. Они определяют ваше мироощущения и не дают двигаться дальше.
Вы сможете записаться на платную консультацию в любом мессенджере по номеру +79379869196.
Психолог
Добрый день
Ответьте себе на вопрос, если вы не будете сравнивать себя с другими, вам станет легче? Сможете ли вы найти свои сильные стороны, что есть в вас такого уникального, за что вы могли бы ценить себя? Что вы уже сделали по сравнению с собой в прошлом? За какие свои достижения вы могли бы себя похвалить?
Каждый ваш навык, совершенное действие уже может быть чем-то значимым, но если все это обесценивать и стремиться к заоблачным высотам, то можно не увидеть то, что уже есть
Подумайте также, насколько важны для вас эти дом, машины? Может быть для вас ценно и значимо что-то другое?