спрашивает: Ирина (Воронеж)
Добрый день!
С детства меня учили, что все вокруг знают лучше чем я, что я ничего не умею и так далее. Сегодня мне 24 и я начала понимать, что не умею принимать решение, ухожу в детскую позицию и всегда спрашиваю совета у других, но в моем случае это не советы, а я ищу кто мне скажет как делать и то делать. В школе и универе я привыкла, что я всем должна и обязана. Учиться надо хорошо, не косячить, строго выполнять требования. А то отчислят, не сдам экзамен и все это конец света. И вот теперь на работе то же самое, я боюсь спрашивать свои права, боюсь спрашивать и пытаться сделать чтобы мне было удобнее и лучше. Совещание в воскресенье вечером? Конечно-конечно, так надо, сверхурочная работа, за которую не заплатят, сделаю и даже не спрошу никого оплатят или нет. Я вышла на работу и обучения не было, кинули и сказали делать, а какие правила и все остальное я не знаю и боюсь спрашивать. Чувствую, что я там всем должна и заранее не права и виновата. Как это побороть?
Ведь по факту это лишь работа и там во мне нуждаются не меньше чем я в них, возможно даже больше. Но себЯ в этом убедить не выходит.

Ответы и советы психологов
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Добрый день!
Ирина, единственный работающий вариант - "проработать ситуацию в терапии", ведь проблема тянется из детства. Первый ключик - в этой статье у меня на сайте:
Внутренний ребёнок и методы воспитания: гнев, печаль, чувство вины и прощение
И обязательно прочитайте там же, в разделе "книги" как минимум первую в списке, она непосредственно касается вашей ситуации:
Алис Миллер. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я
Я могу вам помочь во всём разобраться, подобная ситуация решается в рамках психотерапевтической работы - очно или по скайп. Приходите на первичную консультацию, чтобы обсудить ситуацию в деталях. Пишите по почте или звоните по телефону или СМС, договоримся о встрече и всё обсудим подробнее, подумаем о вариантах решения проблемы.
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог. EMDR, КПТ. Член Ассоциаций EMDR России, Когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП). Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ).
первая консультация - БЕСПЛАТНО!
Помогаю справиться с проблемами: психотравмы, панические атаки, насилие, тревожность, депрессивные и кризисные состояния, ПТСР, кПТРС, проблемы с самооценкой, а так же события из детства, которые мешают жить до сих пор. Подходы: КПТ и ДПДГ/EMDR (рекомендован ВОЗ), логотерапия, экзистенциальный…
Здравствуйте, Ирина. Вы очень точно описали свою позицию - как будто должен прийтий какой-то Взрослый и сказать Вам, как быть. Одновременно с этим, Вы - тот Взрослый, который уже у себя есть. Ну иначе бы Вы просто не закончили институт и не смогли работать. Задача - вытащить этого Вашего Взрослого и дать ему место в Вашей системе ценностей. Это значит надо учиться слушать себя, и жить своими оценками, а не чужими. Этому можно научиться. Вот как Вы раньше не умели читать и научились. Так же можно научиться ценить свое мнение и себя саму.
Если надумаете, и устроят мои условия, обращайтесь.  Можете написать мне в WhatsApp или Телеграм: +79166100058. Будем разбираться с Вашими вопросами вместе
Психолог. Гештальт терапевт.
Если не выходит самостоятельно - обратитесь за помощью к психологу. Ирина, вы сами пишите, что привыкли к советам, так в чем же дело? Сейчас это уместно и естесственно. Психолог поможет найти и силы и средства в себе для самопомощи. Первый шажочек есть - понимаете проблему, видите, что хотите получить, осталось выбрать психолога.
Психолог. Клинический психолог.
Здравствуйте, Ирина!
Я вышла на работу и обучения не было, кинули и сказали делать, а какие правила и все остальное я не знаю и боюсь спрашивать.
Вы работаете, набираетесь опыта и чтобы работа была качественной - спрашивайте, записывайте. Вы работаете и в тоже время Вам нужно время, чтобы научиться.
Повышайте уверенность в себе. Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через свое восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чём-то не уверенны на данный момент.
В следующей ситуации, когда Вы почувствуете неуверенность в себе, задайте себе вопрос: "О чём я сейчас подумала? Чего такого страшного я боюсь?". Спросите себя: "Если я об этом думаю, то так ли это на самом деле? Какие есть альтернативные варианты? Что в этой ситуации может произойти страшное? Смогу ли я справиться с тем, что будет? Что я могу сделать прямо сейчас?". Запишите себе вопросы и ответы на них, проанализируйте ситуацию и посмотрите наглядно на них. Все, что написано на листке по-другому воспринимается, чем если держать это в голове.
Рекомендую следующее:
1. Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел каждый день). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
2. Не ругайте себя за неудачи. Если у Вас что-то не получилось, то отвечайте себе следующими фразами: "Ничего страшного не произошло, зато я могу сделать вывод, что..." или "Я попыталась справиться с этой ситуацией и поэтому я умница". Не ругайте себя, а подбадривайте, стимулируйте себя. Вам необходимо придумать себе фразу/фразы, которые будет работать именно для Вас, эти фразы нужно наклеить на шкаф, телефон и т.д. Если эти фразы будут везде, Вы быстрее справитесь с переживаниями. Каждый может ошибаться, из любой ситуации нужно извлечь урок и сделать вывод для того, чтобы не повторить ошибки в следующий раз. Проанализируйте, как помогла Вам какая-либо ситуация стать сильнее? Какие ошибки помогли Вам стать мудрее? Все это можно прописывать себе в дневник.
3. Исключите фразу «должна» на «я хочу», «я выбираю». Проанализируйте, как часто Вы поступаете под фразой "должна" и как часто делаете, что Вам хочется под фразой "я хочу", "я выбираю". Все достижения, которые у Вас получились отмечайте себе в дневник, проанализировав, как поменялось Ваше внутреннее ощущение, состояние.
Чувствую, что я там всем должна и заранее не права и виновата.
Дайте себе время адаптироваться. Вам нужно научиться различать реальную вину и надуманную. В следующий раз, когда у Вас возникнет чувство вины, попытайтесь определить причину и оцените, насколько это действительно Ваша вина и вина ли вообще. Эффективно будет, если Вы будете записывать все ситуации, анализировать их и понимать, где реальная вина, а где Вы себе надумали, навязали. Тем самым, Вы научитесь отслеживать чувство вины.
Также за чувством вины скрывается страх. Попробуйте задать себе вопрос: «Что сейчас происходит и что именно у меня вызывает страх?». Записывайте ответы себе на листок.
Вы также можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберём Вашу ситуацию.