спрашивает: Анастасия (Москва)
Здравствуйте! В этом году я поступила в медицинский университет. И столкнулась с большой трудностью, которая мешает мне учиться и полноценно жить. В последнее время со мной что-то произошло, раньше такого никогда не было! После смерти родителей, развилось какое-то тревожное расстройство. Когда я сижу на паре, то у меня сильно колотится сердце. Трясутся руки, что становится сложным что-то записать. И самое главное- я не могу отвечать устно. У меня просто что-то в горле перекрывает, и если я пытаюсь что-то сказать, то делаю это сдавленным дрожащим голосом. Это просто невыносимо. Я очень хочу не бросать учебу, ведь поступила на бюджет. Подскажите пожалуйста, как можно разрешить данную проблему!!!

Ответы и советы психологов
Психолог, Психоаналитик
Здравствуйте Анастатсия,
По описанию у вас развивается невроз, то есть когда то пережитые и вытесненные из сознания травматичные переживания прошлого , пытаются вспомниться , снова из бессознательного состояние перейти в сознательное, что и вызывает у вас тревогу, и , соответствующие , вегетативные реакции. Вероятно, тяжелая утрата родителей произвела потрясение в вашей психике и реанимировала то, что было вашей психикой в целях безопасности вытеснено, забыто. Для работы с неврозами нужна психоаналитическая терапия, которая поможет весь скрытый вытесненный травматичный материал экологичными способами и специальными техниками вспомнить, вывести в сознание и невротические симптомы постепенно исчезнут.
С уважением,
Роман Волков
Психолог
Здравствуйте, Анастасия!
Если кратко - разрешить себе отвечать сдавленным голосом, писать трясущимися руками и сидеть с колотящимся сердцем. Я знаю, что звучит это странно, а сделать сложно, однако это - самый действенный метод. Сейчас объясню, почему.
Скорее всего, в один момент (возможно, после смерти родителей) ситуация, в которой вам нужно отвечать перед аудиторией и привлекать к себе внимание, по какой-то причине стала восприниматься вашим мозгом как угрожающая. А если мозг думает, что ситуация угрожающая, он запускает тревожные симптомы (тахикардия, тремор конечностей, ком в горле и т.п.) - иными словами, через сигналы тела даёт вам понять, что из угрожающей ситуации нужно как можно быстрее уносить ноги.
Продолжая присутствовать в ситуации и сознательно заниматься нужной деятельностью даже несмотря на симптомы достаточно долгое время, вы даёте мозгу понять, что, какие бы ужасные картины он себе ни представлял и какие бы симптомы в связи с этим ни запускал, вы всё равно останетесь и будете писать лекции, сидеть в аудитории и отвечать у доски. А раз вы продолжаете делать эти пугающие действия, и при этом ничего катастрофического не происходит (прогнозы мозга об угрозе не сбываются), значит, необходимость в запуске симптомов не такая уж и острая - и со временем интенсивность симптомов снизится или они даже вообще пропадут.
Это если подробно.
Ну а если кратко, то - повторюсь - разрешить себе писать лекции дрожащими руками и отвечать у доски сдавленным голосом. Принять тот факт, что пока у вас в наличиии только трясущиеся руки и сдавленный голос - и пользоваться ими по назначению, пока симптомы не снизятся. А когда снизятся - продолжать пользоваться уже не трясущимися руками и свободным голосом.
Более детально о технике работы с тревожностью вы можете прочесть в книге "Преодоление застенчивости и социальной тревожности" (она для клиентов, написана понятным человеческим языком и есть в свободном доступе в интернете) или в статьях про экспозиционную терапию и когнитивное реструктурирование (за качество статей не ручаюсь, но, думаю, они дадут вам представление о том, как работать с тревожностью).
Надеюсь, мой комментарий оказался полезным для вас.
С уважением, Антонина.
Психолог
Здравствуйте, Анастасия! То состояние, которое Вы описываете походит на приступ паники, тревоги. Стоит в первую очередь, очно обратиться к врачу-психиатру, он сможет оценить состояние и при необходимости сможет назначить схему коррекции.
На фоне лечения  можно начать работать с психологом.
Проявление панических атак может быть следствием того, что накапливаются негативные эмоции и от этого чувства безвыходности и случаются панические атаки. Но, также причины их могут быть и не только в отношениях, а в целом, что внутри есть чувство тревоги, страха, потеря контроля. Вы столкнулись со смертью родителей и это обострило состояние.
Необходимо во всем более прицельно разобраться, сам процесс терапии как раз должен быть направлен на возврат чувства контроля, на обучение техникам совладания со своим состоянием, в направлении когнитивно-поведенческом, моделирование, дыхание, выработка саморефлексии, осознание, работа с чувством безопасности, защищенности. Возврат к источнику тревоги, понять, как формируется и "собирается" внутри Вас чувство тревоги, как её высвобождать.
Начните с дыхательных техник, учитесь дышать, чувствовать и осознавать как Вы дышите.
Начните заниматься йогой, пилатес, чтобы учиться понимать своё тело, учиться "приземляться" через тело.
Важно найти чувство опоры - как физическое, так и эмоциональное.
Есть техники, которые позволяют найти и опору, безопасность, защиту внутри человека.
Поработать с внутренним ребёнком - ведь боится и тревожится именно он. Смещены ролевые позиции Взрослый-Ребёнок-Родитель - предстоит уравновесить их.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Анастасия
В последнее время со мной что-то произошло, раньше такого никогда не было! После смерти родителей, развилось какое-то тревожное расстройство.
Анастасия, если "в последнее время у вас умерли родители что вызвало тревожное расстройство" - необходимо что-то делать чтобы вылечить последствия случившейся травмы. В указанном вами в качестве проживания городе в медуниверситетах есть свои клиники и вы можете как студентка обратиться бесплатно в психиатрическое отделение.
Другой вариант - бесплатная городская психологическая служба, тут это также доступный вариант.
Но в вашей ситуации с учётом описанных вами деталей по ряду причин вам скорее всего имеет смысл вначале обратиться именно к врачу-психиатру. И уже потом разбираться с психологом.
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт, тренинг-аналитик ЕАРПП
Психолог
Здравствуйте Анастасия. Рад знакомству. Возможно, даже скорее всего, это из-за внутренней (подсознательной не уверенности). Очень часто, человек потеряв родителей, испытывает такую проблему. (ведь они служили нам еще и как опора с самого рождения). Постарайтесь не отдаваться данной проблеме, игнорировать ее. Но игнорировать не только в то момент, а вообще: Не вспоминать, если вспомнили переключиться на что-то другое, например если это дома, налить себе чаю или кофе, или просто выйти погулять, если это на учебе, постарайтесь более активно включится в процесс учебы, например. Задать вопрос преподавателю, начать записывать то что он говорит, но записывать так, чтобы понимать смысл, не механически, а вовлечённо. Учебу не бросайте, это ваше! !! С уважением и чистой душой Ваш Шота Такаишвили