спрашивает: Аноним (Ростов-на-Дону)
Что ж делать-то? Какое-то навязчивое состояние в последнее время. И вроде не грязнуля - по будням душ каждое утро. И все равно не могу отделаться от мысли, что от меня как будто пахнет как-то не так.. Вечером домой прихожу - пока в чистую каждый день свежую домашнюю одежду не переоденусь и голову не помою - успокоиться не могу, но здесь ясно - после целого дня и метро, чувствую как будто волосы, кожа и одежда запахи всякие впитали. Особенно такое ощущение когда я в обществе. Всех кого я споашиваю говорят нормально ты пахнешь дизадорантом. Но все равно такое чувство поэтому немогу не секс знакомиться... Одежду стираю постоянно. Откуда это? Помогите!((

Ответы и советы психологов
Психолог, психоаналитик, семейный психолог
Конечно, без общения с Вами сложно понять, в чем причина, мы можем только предполагать, строить гипотезы. В любом случае, это связано с каким-то прежним опытом, с какой-то тяжелой, стрессовой ситуацией. Такое нероходящее ощущение грязи и неприятного запаха от собственного тела обычно описывают те, кто пережил насилие, стал жертвой каких-то террактов, заложники, которые долго находились в заключении. Здесь я бы еще подумала о вторичной выгоде. Вы написали, что не можете знакомиться. Возможно, знакомство вызывает много страхов и такое самоощущение уберегает Вас от этих переживаний.
Психолог
Здравствуйте!
А давно это началось? Попробуйте вспомнить, когда вам впервые показалось, что вы пахнете как-то не так? Возможно, вспомнив это, вы сможете вспомнить первоначальное событие, которое стало причиной этой навязчивой идеи.
Если вспомнить не получится, это нормально. И с этим всё равно можно работать.
Касательно работы. Здесь я бы предложила когнитивное реструктурирование и экспозиционную терапию. Слова звучат страшно, но я сейчас всё объясню)
Про когнитивное реструктурирование:
1. Спросите себя, а что если вы и вправду неприятно пахнете? Что если это правда? (ответ запишите; например: "что если я действительно непериятно пахну?" - "тогда со мной будет неприятно общаться, от меня все отвернутся)
2. Ещё раз задайте себе вопрос: "А если это действительно так?" (например: "что если со мной будет неприятно общаться и все от меня отвернутся?" - "тогда я останусь один и никто мне не поможет")
3. И снова спросите себя: "А если это так, что что это говорит обо мне? Я какой(ая)? Что это говорит обо мне?" (например: "А если я останусь один, то я какой?" - "то я никому неинтересный лузер")
4. Задавайте себе подобные вопросы, пока ответы не начнут повторяться. Повторяющийся ответ - это, скорее всего, ваше глубинное убеждение о себе.
5. Попробуйте переделать это глубинное убеждение в более приятное. (например: "я накому неинтересный лузер" в "я многим интересен - им нравятся мои рассуждения о фильмах и знаках зодиака"). Важно: переделывайте убеждение не в противоположное, а в прочто чуть более приятное - тогда в него будет легче поверить.
6. Каждый раз, когда вам покажется, что от вас неприятно пахнет, НЕ ПРОВЕРЯЙТЕ, так ли это на самом деле, а мысленно проговаривайте своё новое убеждение и доказательство к нему. (например: "Кажется, от меня пах... Нет, стоп, я не стану себя обнюхивать. (останавливаете себя и НЕ проверяете) Даже если от меня как-то пахнет, я в любом случае интересный собеседник (новое убеждение), и раз люди со мной общаются, значит, их всё устраивает(доказательство) ). Делайте это несколько раз в день в течение 1-2 недель - это необходимо, чтобы новое поведение (не проверять запах) и новое убеждение (которое будет для вас более приятным) закрепились.
Теперь про экспозицию.
Лучше всего со страхами, тревогой и навязчивыми мыслями справляется экспозиция.
Экспозиция - это сознательное столкновение с ситуацией, вызывающей тревогу.
Через 1-2 недели, когда новое убеждение и поведение более-менее приживутся, наступит время для следующего этапа - экспозиции.
Утром, перед выходом из дома, не примите душ или наденьте несвежую футболку. Ваша задача - сделать так, чтобы от вас действительно немного неприятно пахло и посмотреть, как на это реагируют окружающие.
Если совсем страшно, то поставьте эксперимент в выходной - не приняв душ или надев несвежую футболку, выйдите из дома на час - погуляйте в парке, зайдите в магазин, постойте в очереди. Скорее всего, вам будет очень тревожно. Продолжайте тревожиться, но не проверяйте свой запах и не уходите домой раньше, чем через час. Вам нужно за этот час поконтактировать с максимаьным количеством людей.
Если уже не так страшно, то поставьте эксперимент в будний день - ходите целый рабочий день в несвежей футболке.
Важно: экспозиция качественно работает только в том случае, если соблюдаются три условия:
1. Добровольность - вы сами решили, что это необходимо, чтобы избавиться от страха.
2. Продолжительность - не меньше часа; в идеале нужно находиться в экспозиции, пока уровень тревоги не упадёт до 20-40% из 100.
3. Регулярность. Чем чаще вы проводите экспозицию, тем лучше закрепляется результат. В идеале проводить экспозицию нужно каждый день или через день в течение нескольких недель.
Если захотите, более подробно про эти методы вы сможете прочесть в книге "Преодоление застенчивости и социальной тревожности" М.Энтони. Она есть в свободном доступе в интернете.
Надеюсь, мой комментарий окажется для вас полезным.
С уважением, Антонина.