спрашивает: Юлия (Москва)
Здравствуйте, я хочу попросить прощения у взрослой дочери, но никак не могу найти в себе силы сказать ей это в глаза. Я много раз поступала с ней жестоко и несправедливо, сейчас очень стыдно за свое поведение. Живем мы с ней отдельно, у нее своя семья и у нас нормальные отношения, но иногда в разговоре я слышу что она винит себя за то что в подростковом возрасте плохо себя вела. Мне хочется сказать ей что это не ее вина , а мои косяки воспитания, но боюсь что не смогу ей сказать , эмоции не дадут. Можно ли написать письмо от руки и попросить прощения письмом, и как это сделать чтоб не нанести ей дополнительных травм. Спасибо.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Юлия, столкновение с прошлыми травмами и болью - вызовет боль, но, есть боль от того, что мать, например, так и не осознала то, что причиняла, а есть другая - когда мать осознала и тогда полявляется возможность для отношений дочь-мать простить друг друга и выстроить другие отношения!
Психолог. Клинический психолог.
Здравствуйте, Юлия!
Конечно, просить прощение не всегда бывает просто, не все могут проявить смелось и сказать это прямо, сложно бывает, даже написать письмо. А вопрос нужно задать самому себе, почему человек не может сделать, с чем он боится столкнуться, с какой реакцией? Вы хотите написать письмо. А что именно Вы хотите написать? Извиниться никогда не поздно. Также можно обратиться вместе с дочерью к семейному психологу и работать над тем, чтобы наладить Ваши отношения.
Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберём Вашу ситуацию.
Психолог
Здравствуйте Юлия!
Я знаю как трудно просить прощения особенно когда история старая и жизнь уже много раз проходила по этой истории своим крылом и кажется что нет прощения и что это не исправить. Это кажется что сложно исправить проблему и темнота перед глазами как будто это темный лес который надо пройти. Но в реальности это несколько этапов. Вы можете сама или с моей помощью написать письмо а потом поговорить с дочерью один или несколько раз как продолжение вашего письма. Надо чтобы сложился гештальт в ваших с дочерью отношениях. Гештальт это мысль озарение которая переводится как момент истины и тогда сила этого озарения очистит ваш внутренний мир от тревоги и вины. А дочь простит и перестанет держать отрицательные эмоции у себя в сознании. Это сложно потому что прошло время и номинально можно поговорить но что за эффект сразу будет не понятно пока. Приходите ко мне на консультацию по Скайпу или напишите письмо elena_gurova@mail.ru и мы познакомимся. Я вам обязательно помогу Жду вашего решения и письма. Вы обе можете найти силы уйти от прошлых ошибок и найти новую любовь и доверие друг к другу
Психолог, гипнолог, психосоматолог. Член Национальной Ассоциации Специалистов по Психосоматике.
первая консультация - БЕСПЛАТНО!
ПРЕДЛАГАЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ тем, кто уже давно хочет и готов изменить свою жизнь! Я ЗНАЮ секреты бессознательного и УМЕЮ вытаскивать то, что мешает счастливой жизни. Вместе найдем причины в прошлом, которые вызывают дискомфорт в настоящем. Работаю со взрослыми людьми +18.
Здравствуйте, Юлия.  Если вы решились попросить прощения у дочери, сделайте это. И не важно, каким способом. Ваша дочь уже взрослая, поэтому не бойтесь поднять наболевшие темы и искренне извиниться. Поверьте, Вам обеим станет легче.
Признавая свое несовершенство, мы даем возможность ребенку понять, что надо и можно признавать свои ошибки. Во-первых своим примером можно объяснить, что в жизни каждый может ошибаться, что лучше пересмотреть свои поступки или высказывания и вовремя исправить, чем вести себя некрасиво или недопустимо, при этом не испытывая угрызения совести.
С уважением, Елена Борисовна.