спрашивает: Елена
Здравствуйте!
Мне 29 лет. Не могу определиться с выбором профессии. Первое образование получила «по инерции» и «чтобы было». Переехала в другую страну и начала здесь учебу в совершенно другой сфере. Сейчас в декретном отпуске, и понимаю, что дальше продолжать учебу по этой специальности не хочу. С появлением ребёнка состояние апатии и чувство стыда усилилось. Кажется, что жизнь пролетает мимо, и я так и не смогу найти свою нишу. Это мой большой страх. Хочется чувствовать себя в работе комфортно. Все новое мне очень интересно, но со временем интерес пропадает. И если раньше я все доводила до конца, так как «нужно закончить начатое», то сейчас я предпочитаю даже и не начинать.
Сейчас есть возможность пойти учиться, и я хотела бы продуктивно воспользоваться этим шансом. Боюсь, без помощи мне уже не обойтись.
Подскажите, пожалуйста, с чего начать? Как с ориентироваться и понять, кто ты и чем стоит заниматься, чтобы быть продуктивным и чувствовать себя в гармонии?
Спасибо за Ваши ответы!

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте. Возможно, Вы представляли своё будущее раньше, ещё не зная мира Взрослых, у Вас были только фантазии, а когда Вы стали расти, стали сталкиваться с тем, что реальность другая и что Ваши ожидания стали разбиваться. И Вы потерялись. Вы не знаете, чего теперь ожидать, на что ориентироваться. Вы уже видите жизнь иначе.
Чтобы Вы смогли разобраться в том, в какой сфере Вы сможете себя максимально реализовать, Вы можете пройти профориентационный тест, который исследует Ваши способности, личностные качества и мотивацию. Анализ результатов поможет очертить конкретные сферы.
Но, Вам важно создать для себя новые ожидания от своей жизни  и от того, чем Вы на самом деле будете заниматься, более реалистичные.
Вы взрослеете и меняетесь, Вы видите уже, с другой стороны, вещи, людей и ситуации, поэтому и меняются ожидания.
Не страшно, что то, к чему Вы шли раньше сейчас разбито. Вы можете создать новое представление!
На самом деле Нет «правильного» и «неправильного» выбора и решения. Есть опыт, который Вы можете получить, но который может Вам показать что-то о самой себе. Ваш опыт показывает Вам то, что Вы боитесь себя, свои решений, что не доверяете себе, что не чувствуете опоры под ногами, что не чувствуете себя в безопасности, что не чувствуете себя защищенной.
Поэтому Вы и испытываете этот страх и пытаетесь «перестраховаться». Но от чего? от себя?
Ваша неуверенность, нерешительность и страхи так и будут внутри Вас, будут преследовать Вас где бы Вы ни оказались.
Ваш страх сейчас Вас ограничивает, и Вы позволяете ему управлять своей жизнью, прятаться от себя.
Для начала Вам нужно вернуть опору, посмотреть в глаза своему страху и вернуть себе контроль над собой и над жизнью. Разрешить себе принимать те решения, которые Вы хотите и не бояться сложностей, а справляться с ними.
Но, для этого Вам предстоит и разобраться в том — почему Вы настолько не уверены в себе, почему этот страх возник в Вас.
В принятии своего решения, Вам предстоит всё взвесить и расставить по местам, расставить приоритеты. Вы меняетесь и меняется Ваша жизни, жизненные задачи, жизненные цели, жизненный путь. Вы боитесь изменений, но Вы и не можете остаться на месте.
Если решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – работать можно в разных форматах, в том числе и онлайн (whatsapp, viber. skype) – 89118618416 – буду рада Вам помочь!
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте.Лена.Из самого простого и доступного-это можно протестировать свои способности,например,пройти несколько тестов,самостоятельно или с психологом,и примерно,понять,чего Вы хотите.Из самого сложного-пройти личную разговорную психотерапию.Она ориентирует на внутреннюю свободу(если это психоанализ),и может длиться более года совместной деятельности и сопутствующей поддержки и сопровождения.В целом,понять,что человек хочет-это общечеловеческая трудность,и каждый ее решает по своему,с разной степенью успешности.
Психолог
Здравствуйте Елена. Рад знакомству. Очень хорошо что вы чувствуете и видите данную ситуацию. Мы люди активно следуем законам придуманным другими людьми. Так называемые социальные правила, социальные требования, установки, но при этом забываем о своей природной принадлежности. С точки зрения природы, у каждого человека есть предназначение. Кто-то называет миссия, по-разному называют, но суть одна, каждый имеет свое предназначение. В библии говорится "Если тебе дано больше, то с тебя и спрос больше". Если человеку удастся найти в социуме свое место в соответствии этой природной данности, то это уже дорога к счастью. К сожалению только маленькому количеству удается это сделать. Если большинство даже не пытаются это сделать, то вы уже молодец, что ищете. Это уже хорошо. Найти свое предназначение в жизни не только как мать, дочь, или жена, это иногда просто иногда не очень просто. Но можно. Есть разные способы чтобы это сделать. К сожалению в письме это не возможно сделать, нужен анализ, диалог, и еще некоторые техники. Я с удовольствием помогу, если у вас будет желание. Будут вопросы пишите, постараюсь ответить. С уважением Ваш Психолог наставник, Шота Такаишвили. Спасибо!