спрашивает: Ксения (Краснодар)
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, что делать и как помочь ребенку в сложившейся ситуации. Дочери 2 годика, единственный и долгожданный ребенок в семье. Первый год после рождения ребенка был очень не простой - мне кажется,что я занималась гиперопекой,так как боялась за нее по двум причинам: 1. она очень часто болела,буквально каждые 2 недели,это период совпал с пандемией,что пугало меня еще больше, я буквально,тряслась за все; 2. Где-то,начиная с 6 месяцев, дочка начала активно познавать мир и шкодить,шкодила очень сильно,вплоть до выдергивания розеток вместе с проводами из стены, и т.п. В этом духе. Было принято решение о том,чтобы она играла в манеже,так как это было безопасно для нее. По причине болезненности в первый год мы почти ни с кем не контактировали,после года понемногу стали возобновлять общение, ближе к 2 годам стали ходить на детские площадки,чтобы она могла поиграть с другими детками. В детский сад она не ходит- ждем путевку. Ходим гулять на улицу,играем дома вместе,но не долго,так как она любит играть сама,но может прийти ко мне,например,когда я на кухне готовлю или,когда занимаюсь чем-то другим. Игрушек дома много по возрасту,но мы их все не достаем- в ящик,который у нее в доступе кладем часть игрушек,остальные в шкафу. Так их периодически меняем,чтобы они ей не надоели,ну и,чтобы она их просто не раскидала везде. Особых запретов у нее нет,например, если она оторвет кусок обоев,мы с мужем не орем на нее,говорим,что лучше так не делать,но не агрессируем. Не бьем ее. Она очень активная девчонка,ласковая,но в то же время,не любит,чтобы ее тискали и зацеловывали,даже малышкой я ее не укачивала- она спала в коконе и всегда в люльке без проблем. Где-то месяц,как она стала засыпать на моей кровати( я сплю с малышкой в спальне,а муж-в зале,так повелось с рождения,потому что ему так удобно. Я не возражаю,потому что мне так спокойнее, он в зале высыпается и может нормально работать,хорошо себя чувствует и не нервничает по причине недосыпа. И меня и его такой расклад устраивает.) у дочери своя кроватка,которую она любит и, впринципе,она там прекрасно спит и спала всегда.и вот уже месяц она засыпает в моей кровати,я ее потом перекладываю в люльку,под утро она тихонько приходит спать ко мне в кровать,но при этом,не любит,чтобы я ее там тискала или приобняла,прям отталкивает ручкой,но приходит спать со мной к утру. А неделю назад я обратила внимание на то,что доча,укладываясь на дневной сон,ложится на животик и трется тазом о подушку или игрушку мягкую,до той степени,пока не вспотеет. Я думала,что это разовый эпизод,но нет. Сходили к педиатру,врач подозревает онанизм. Дочь продолжает так тереться,а теперь,еще и ложится на спинку,раздвигает ножки и трогает себя в промежности,а потом лежа на животике трется . Буквально 2 недели назад мы начали приучать к горшку- до этого она не хотела,было несколько попытлк после 1 года,но она боялась горшка. Я не настаивала,не заставляла. Теперь онв дома ходит в хлопковых трусиках по пол дня,потом надеваю подгузник и мы так же тренируемся на горшок,как и в обычных трусиках. Мы записаны на прием к неврологу на 27 число. Но я хочу помимо невролога посоветоваться и с психологами. Я много почитала на эту тему,но ведь не можешь себя обьективно оценить. Хочу помочь своему ребенку,я постралась проанализировать ситуацию и сделать выводы. Мне кажется,что с психологической точки зрения, моя гиперопека могла на это повлиять,но я над этим работаю уже несколько месяцев- ослабила хватку,контроль оставила минимальный- в квартире она играет сама,все,что может ей навредить,например,там бытовая химия и тп.,мы просто закрыли в шкаф под ключ, прикрутили комод к стене,убрали все лишнее,что может травмировать ребенка,чтобы она могла спокойно бегать и грать. Я покрасила ей пищевыми красителями меленькие макароны(рожки),манку,выдала ей судочки и наборы для песочницы,чтобы она могла играть. Она любит рисовать,у нее в доступе пластилин. Ну,конечно,в эти игры она играет,когда я нахожусь в комнате,чтобы я видела,что она не засунет себе в нос макароны или не поест пластилин. Уже были такие эпизоды- сыр доставала из уха и носа, пластилин изо рта. Но в такие моменты я просто нахожусь рядом,не вмешиваясь,не запрещаю ей кидать на пол,убираю все только тогда,когда вижу,что она уже наигралась.в общем,я вмешиваюсь,что на улице,что дома,только тогда,когда есть угроза безопасности. Дома у нее,в общем-то,свобода передвижения. Следим,конечно,за окнами,балконами,но ее не трогаем,просто контролируем,чтобы было закрыто или,чтобы на открытом балконе она не оставалась одна,так как мы живем на 5 этаже. Меня очень напугало,что в ее поведении проявился онанизм,я понимаю,что это следствие,помогите,пожалуйста понять причину. Посоветуйте,пожалуйста,что делать,что почитать на эту тематику. Когда я вижу ее за этим делом,я ее не ругаю,а стараюсь отвлечь,но,после игры она,все равно,перед сном должна потереться,иначе не уснет. Я не знаю,что делать

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте!
Вопрос и ответ не в ребенке, а в вас. У вас чрезвычайно сильная тревожность по отношению к ребенку и ребенок отвечает тем же. Вы даже по онанизму тревожитесь больше чем выглядит реальная ситуация. Вы правильно делаете, что не ругаете. Вероятные причины: гиперопека и насильное кормление, возможно, чрезмерный контроль и неблагополучие в семье. Вы молодец, что обратились за помощью. На мой взгляд, вам с мужем поможет семейная терапия (с ваших слов ясна позиция мужа - не уверена, что до конца слышите друг друга).  Я не занимаюсь семейным консультированием, но есть много специалистов, которые могут вам помочь. Рекомендую вам их выбрать вместе с мужем.
С уважением,
• Ирина.
Психолог
Здравствуйте Ксения!
У девочки просто период знакомства с телом и окружающим мирм  проходит через узнавание способностей тела. Когда локус ее внимания перейдет на общение детей и взрослых мир отношений станет более понятным и приятным она автоматически перестанет это делать. Паниковать вам не строит и ругать тоже. Когда ей будет нравится учится новому и это превратится в ежедневный ритуал - ее любят и хвалят и она достигает новых успехов то девочка переключится на попытки заслужить похвалу и испытать удовольствие от своих успехов. У нее переходный период и он не задержится. Нужно чтобы она научилась общаться с детьми - гуляйте разговаривайте при ней с другими детьми - ведите себя активно. Переключение локуса должно быть естественным. Не волнуйтесь это просто так бывает к 3 годам у нее будут совсем другие интересы. А сейчас - познание своих гениталий ей нравится больше всего. Детям своиственно искать новое и это как опыт жизни он и не хороший и не плохой. Сэтим не надо бороться важно дать ей шанс не зацикливаться. Приходите ко мне на консультацию по Скайпу - напишитк письмо elena_gurova@mail.ru и мы познакомимся. Я помогу ваших проблемах - напишите еще в каких . Буду ждать письма