Здравствуйте, Алина! Стоит обратиться очно к психологу, чтобы он смог провести диагностику развития эмоциональной сферы ребёнка, а также, чтобы он смог проанализировать то, что происходит внутри семьи.
Часто проблемы как в поведении ребёнка, так и в его взаимоотношениях с другими детьми/людьми зависит от того, что такое его поведение закрепляется со стороны родителей. Вы ищите ответы, но важно сначала разобрать и то, что они могут быть не в ребёнке, а в том, что происходит между родителями и ребёнком.
Вам важно увидеть то, что Вы можете неосознанно транслировать ребёнку - сценарий поведения, чувство неуверенности в себе, какие-то свои установки, страхи или убеждения. Для Вас самой эта ситуация проблемная и Вы не знаете как помочь ребёнку, потому что сами не имеете внутри себя необходимых ресурсов, чтобы передать их сыну.
Поэтому важно рассмотреть ситуацию со всех стороны, не просто искать проблему в ребёнке, но и разобрать Ваши с ним отношения и то, как Вы воспринимаете и реагируете.
Если проблема есть, она никуда не уйдёт, а только с годами будет дальше закрепляться.
На всём протяжении взросления, ребёнок сталкивается с кризисами (и его родители), такие кризисы пугают родителей, но важно, чтобы дети через них проходили, а родители смогли их поддержать, так как только через эти кризисы ребёнок развивается, формируется, приобретает необходимые ему ресурсы, узнает себя. А родителям важно научиться видеть ребёнка и не бояться его чувств и его состояний, а помогать ему.
Вам тоже необходима уверенность в своих силах и понимание своего ребёнка.
При последовательной и спокойной реакции родителей, проблемное поведение не закрепляется, как средство манипуляции ребёнком эмоциями родителей. Но, если он начинает отмечать, что родители теряются, чувствуют себя неуверенно, когда ребёнок так себя ведет, то он начинает запоминать это поведение и поэтому оно может сохраняться дальше. Так получается, что ребёнок в это время становится сильнее родителей, а родители более бессильны.
Вы можете отследить ситуации, когда ребёнок так себя ведет, свои реакции на них и проследить закрепляется ли у ребёнка это поведение. Если, чувствуете, что для Вас это ситуация тревожна, что у Вас нет сил справиться, что не знаете, что делать и как корректировать поведение ребёнка, тогда Вы можете вместе с психологом разобраться в том, что происходит между Вами и ребёнком и наметить путь коррекции.
Добрый вечер, Алина!
А что говорит невролог? Что в итоге с сыном? Важно обратиться к врачам и исключить причины со стороны врачей.
Т.к. Вы обратились к психологам здесь, на сайте, то спрошу Вас, ребёнок был таким всегда? А как Вы себя ведёте в этот момент? Как реагируете? Если ребёнок получает то, что он хочет, когда он так себя ведет, то в последствии он подключает манипуляцию и через манипуляцию пытается добиться желаемого. Если Вы делаете так, как хочет он, то тогда он это запоминает и применяет в следующий раз, чтобы Вы сделали так, как хочет он. Возможно, Вам неловко за его поведение, но важно дать понять, что его манипуляции не работают и тогда постепенно он перестанет их применять. Важно договариваться строго с ребенком, что можно, а что нет. Конечно, многие дети начинают понимать, кто они, кто "я", понимать, границы родителей.
Вам важно быть главнее и старше ребёнка, ведь Вы Взрослый и Вы руководите ситуацией.
Какие отношения у Вас в семье с другими членами семьи? С мужем? Какие отношения у ребёнка с отцом?
Важно не "пугать", что Вы что-то сделаете, если он не будет слушаться, т.к. и это похоже на манипуляцию, а научиться разговаривать с ребенком, решать сложности, которые возникают. Если Вы сказать сыну: "нет", то нужно объяснять почему Вы сказали "нет".
Хватает ли ребёнку Вашего внимания? Если нет, то ребёнок может таким способом его добиваться, даже через непослушание, важно именно Ваше внимание (любое), даже "негативное".
Есть несколько рекомендаций:
1. Как только ребенок входит в это состояние, сразу переключайте его внимание на что-то другое (например, на игрушку, расскажите ему что-то), не делайте акцент на его состоянии.
2. Не позволяйте ребёнку Вами манипулировать, говорите ему в мягкой форме, почему это нельзя и для чего мы это делаем или не делаем. Ребенок должен знать не только запрет, но и почему этого нельзя делать.
3. Как только ребёнок нервничает, говорите ему о его чувствах, скажите, что Вы понимаете, почему он так себя ведёт. И важно объяснять, как именно он должен себя вести и почему.
4. Никакого рукоприкладства.
5. Перенаправляйте энергию ребёнка в творчество — это поможет. Вся энергия, которая не расходуется может идти в непослушание.
6. Научитесь понимать и обсуждать, тогда отпадёт необходимость привлекать Ваше внимание с помощью истерик.
7. В случаи истерики нужно оставаться спокойным, именно спокойствие в такой ситуации покажет ребёнку, что истерика не изменит ситуацию, а значит, она не сработает в его случае.
8. Когда ребёнок будет просить прощение за то, что не слушался или устроил истерику, то прощайте. Главное признать вину, извиниться и больше так не делать — вот, что он должен понять.
Если Вас беспокоит состояние ребёнка, то нужно очно обратиться к детскому психологу вместе с ребёнком. Можно также всей семьёй обратиться к семейному психологу.
Вы можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Вы можете обратиться ко мне на онлайн-консультацию, ЧАТ-консультацию через WhatsApp, Telegram, Skype или обратиться здесь, и мы подробнее разберем Вашу проблему.
Добрый день!
Хотелось бы узнать, какой диагноз вам ставит невролог. Если есть действительно какие-то органические, физиологические нарушения, то вам стоит проконсультроваться также с нейропсихологом. Иногда нейрокоррекция может работать лучше, чем препараты. Возможно, гиперактивность?
Если же серьезных нарушений нет, то, вероятно, речь идет о психологических и воспитательных моментах.
Предположу, что, возможно, дело состоит в правильном выставлении границ. И здесь вопрос не в уговорах или наказаниях. А в твердом, спокойном и последовательном поведении родителей, которое дает ребенку понять, что у его поступков есть последствия, и что в этом мире не может быть все только так, как он захочет.
Например, если ребенок устраивает истерику в магазине для того, чтобы ему что-то купили, то он должен знать, что в таком случае ему точно ничего не купят. А вот если попросит спокойно, то могут и купить.
Возможно, речь идет также о реакции родителей на его такое поведение. Если родители испытывают сильный стресс при этом, то это только усиливает эмоциональную реакцию ребенка. В таком случае я бы рекомендовала маме сходить на консультацию к психологу, чтобы научиться спокойнее относиться к его поведению. Это будет создавать более благоприятный эмоциональный фон, в котором ребенку будет легче успокаиваться.