спрашивает: Татьяна (Москва)
Доброй ночи! Произошла страшная ситуация. Мне привезли внучку 6 лет. Мне стыдно и страшно об этом вспоминать, но я потеряла покой. В общем, я потеряла контроль над собой и очень сильно кричала на внучку, очень напугала ее. Она очень сильно плакала, испытала жуткий стресс. Я очень люблю внучку и ненавижу себя за то, что произошло. Девочка теперь меня боится, не хочет со мной общаться и приезжать. Как мне быть? Как вернуть доверие внучки?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Татьяна, всё верно - предстоит вернуть доверие - а это гораздо тяжелее, чем его разрушить. Стоит действовать постепенно - начинать общаться немного, да, разрешить внучке не доверять Вам, но продолжать приезжать и общаться с ней, постепенно она будет привыкать, начнет доверять, а Вам важно будет хранить это доверие. Также, стоит подумать о том, что привело к той реакции, когда Вы накричали на неё, чтобы избегать подобных ситуаций в будущем.
Психолог
Здравствуйте Татьяна!
Вы сейчас в шоке как и ваша внучка и должны сначала сама пройти вопрос как относится к себе и внучке и вообще что делать до такого состояния что чувство вины вас перестанит мучать а вы трезво оценив свое поведение начнете исправлять ситуацию. Сначала надо поработать а потом с новым мышление без чувства вины но с совестью  позволить жизни подсказать вам и это не специальные дела это просто возможность новой найти себя в отношениях с внучко1. Знаете нет худа без добра и вина сейчас это то что хочет отработать с вами ваше подсознание и жизнь. Жизнь тоже мудрая штука и она дает ммассу роков чтобы мы учились Вот и вами такая история. Приходите ко мне на консультации по Скайпу напишите на почту elena_gurova@mail.ru и мы  познакомимся. Жду вашего решения и письма
Психолог, Психоаналитик, Арт-терапевт.
Добрый день, Татьяна. Можно вернуть доверие, но сначала в этой ситуации стоит понять, что вывело вас из равновесия, почему вы стали кричать? Вы несколько раз написали слово "страшное" , можете что-нибудь  сказать про страх?  Испытываете в последнее время эмоцию страха? За криком стоит комплекс эмоций и один из них-страх, но он не осознается в момент вспышки. Дети часто создают ситуации, когда все начинает происходить не по плану, не так, как диктует логика, поэтому разобравшись с реакциями, которые спят в вас и поняв через это себя, вы будете более подготовленной и доверие восстановится. Можно сейчас постараться сблизиться с внучкой, но, если ваши реакции останутся прежними, то повторный взрыв, нанесет еще большую травму. У меня был случай в практике, когда молодая мама часто испытывала вспышки гнева на ребенка, казалось, будто она заложница своих неконтролируемых  эмоций. Она обнаружила триггеры в себе и постепенно больше узнавала про свои страхи, раздражение, и другие чувства. Ее ребенок оказался чувствиетльным  к  ее измененниям, и доверия в их отношениях становилось больше. Никаких специальных дейсвий по восстановлению доверия с ребенком она не совершала, просто сама становилась более уравновешенной, окружающие чувствуют эти изменения.
Психолог
Татьяна, здравствуйте.
Детская психика пластична, когда-нибудь внучка сможет Вас понять. Человек - существо эмоциональное и когда эмоции слишком интенсивные, мы можем совершать ошибки, выражая эмоции так, что это причинит вред окружающим. Гнев/ злость экологичней выражать двумя способами: 1. сказать человеку, что Вы на него злитесь и 2. показать (усилить) сказанное с помощью мимики, жестов и поз. Если эмоции переполняют, то бережней к себе и к окружающим будет выразить себя через тело (наедине с собой) например: попрыгать, постучать пятками, побить подушку, написать письмо и порвать его...
Здорово позволить себе право на ошибку, тогда легче будет простить себя, а человеку, по отношению к которому мы чувствуем вину сказать, как нам жаль. Если Вы извинитесь перед внучкой, когда увидите ее на ближайшем семейном мероприятии или встретите на прогулке, то это станет для нее хорошим примером того, как правильно поступать.
А вот ненависть к себе лучше проработать со специалистом, это накопившиеся обиды на себя, претензии к себе, здесь и презрение, стыд и разочарование и возможно, зависть к другим.