спрашивает: Алена (Москва)
Здравствуйте! 8 лет назад родители купили квартиру на моё имя, сделали там ремонт, я никогда не думала что буду жить в итоге в ней сама. Сейчас мне 28, у меня своя семья, в этой квартире живу уже лет 5. Но родители считают что это их квартира и я за такой подарок должна бесприкословно во всём им подчиняться, спрашивать разрешения на какие-то свои действия. Например позвать гостей или завести животное. Когда я говорю что не могу помочь им в этот момент, а могу прийти в другое время, то сразу начинаются крики и упреки со стороны матери, она начинает выгонять меня из квартиры, обзывать, унижать и выливать на меня разные помои. Я говорю ей чтобы она переписала квартиру на себя и тогда я спокойно съеду, потому что мне не нужна в таком случае эта квартира, а жить в другом месте и платить за неё мне будет очень накладно, если не платить то повиснет на мне долг. Не знаю как быть уже в такой ситуации, я благодарна за такой подарок, но это не значит что в моей квартире и в моей жизни должна хозяйничать мать. Подскажите как мне вести себя, может не открывать ей двери просто, потому что она может прийти и сказать что она тут хозяйка и когда хочет, тогда и будет приходить ночевать

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте! Дело в том, что Вы не можете изменить маму, но Вы можете провести границы между собой и ею в своей жизни, выстроить ту дистанцию, которая Вам будет комфортна. Вы пытаетесь заслужить её любовь и принятие, но этого нет и Вы боитесь в это поверить.
Но — причина на самом деле в том, что Вы позволяете ей быть так близко и причинять Вам боль и боитесь её отделить! Потому что боитесь, что на самом деле к Вам холодны, что мама способна манипулировать.
Дело в том, что маму Вы не измените и это Вам нужно принять!
С её стороны к Вам нет чувства уважения, есть попытка добиться того, чтобы Вы соответствовали её образцу. А Вы боритесь, хотите получить от неё разрешение быть собой, терпите, принимаете такое отношение к себе, чтобы заслужить любовь. И да, если Вы выйдете из этих дисфункциональных отношений, то между Вами и ею будут напряженные отношения.
Она не будет думать о Вашей жизни, о Вашем будущем, о Ваших интересах и потребностях, так как её потребности, жизнь и интересы Выше. Вы не получите от неё разрешения жить своей жизнью, не получите от неё уважения и любви.
Даже если будете продолжать дальше подчиняться, не заслужите любви и уважения, а только дальше будете раздражаться на неё, но при этом Вы сами будете держать себя в этом капкане.
Внутри Вас есть потребность в принятии, в защите, в любви, в уважении, в безопасности, но они фрустрированы, так как мама дать Вам этого не может. Но, Вы выросли и теперь только Вы сами можете - или следовать сценарию мамы и брать на себя роль этого буфера или не брать, разрешая маме быть недовольной. Тем самым Вы выйдите из этого сценария и этой дисфункции.
У Вас есть своя жизнь и единственный путь строить свою жизнь — это взять на себя ответственность и начать принимать свои решения, действовать, выходить из эмоциональной зависимости. Вы привыкли быть удобной для неё, но тем самым Вы упускаете свою жизнь, показываете себе и ей, что такие отношения нормальны, что так можно относится к Вам, что Вы зависимы.
Она не отпустит Вас, только Вы можете уйти из-под зависимости. Да, будет сложно, тяжело, но Вы получите свою жизнь! Но разве сейчас легче?
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Алёна, с вашим запросом есть определённая сложность. Потому что вам наверное  хочется разрешить вопрос достаточно радикально и побыстрее, и это проще всего сделать "рассорив вас с родителями". Но в то  же время с точки  зрения длительной перспективы  - важно как раз "простроить максимально  жёсткую границу - но  так чтобы по возможности избежать серьёзных ссор". Поэтому - действовать надо осторожно, обдуманно и последовательно. Постарайтесь заручиться поддержкой психолога.  Если хотите - можете обратиться ко мне, я могу вам помочь получше во всём разобраться. Когда будете готовы - звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Психолог
Здравствуйте Алена!
У вас сложность в том чтобы отделить семью в котрой вы жили от новой семьи. У вас нет уверенности что вы имеете право на квартиру и подсознательно ваша мама притянулась на эту неуверенность и качает права. Вы значально не желали этой квартиры и она так и не стала вашей. Пришло время со своей семьей понять истинные ваши желания а это не просто и пойти на их реализацию. А квартира это просто яблоко раздора из-за того что родители хотят подсознательно проживать вашу жизнь и имеют претензии к вам которые привели что квартира это материальный объект они используют для игры с вами. Там в семье между мужем и женой были игры и они их проецировали на детей и все вы несвободны но это так тяжело осознать. Родили и дети не отпустили друг друга из за ложного мышления и система взгядов и дарящего и принимающего настолько не реалистична и логична что все страдают а надо было найти третий вариант - какой мы можем выяснить с вами на консултации - там мы пройдем по вашим отношения и степеням свободы в жизни чтобы убрать лишнее в жизни и найти ресурсы для нового и начать жить по своим желаниям а не в угоду мамы. Эта работа необходима потому что для того чтобы что то выполнять нужны силы а сейчас они направлены на отношения с мамо1. Напишите мне письмо elena_gurova@mail.ru и мы познакомимся.
Психолог. Гештальт терапевт.
Алена, а вы говорили маме о своей благодарности?  И вы правы, когда говорите
это не значит что в моей квартире и в моей жизни должна хозяйничать мать
Но возможно маме важна не сама Квартира, а ваш с ней контакт) возможно это самый доступный для неё способ общаться с вами.
И в любом случае впжно обговорить с родителями детали, спросить, как они видят ваше взаимодействие по поводу квартиры. Какие отношения с вами их устроят и какие отношения устроят вас.