спрашивает: Андрей (Санкт-Петербург)
Здравствуйте. Меня зовут Андрей, мне 22 года. Учусь в магистратуре. Сам немного скромный. Проблема в следующем: кажется что я не нравлюсь другим людям, абсолютно всем с которыми хорошо общаюсь, из-за этого есть проблемы в инициативе дальнейшего общения или позвать куда-то погулять,я как будто отдаляюсь.Со временем считал это нормой, разные взгляды, интересы, понимаю, что всем не понравишься, но это уже переросло ко всем и людям и я их сторонюсь из-за таких навязанных мыслей. Смотришь на друзей и у них и дружба,и отношения,все вроде бы просто. Вспоминаю в детстве я был более раскрепощен и не было таких комплексов, а сейчас даже трудно их побороть, думал сам смогу или пройдет. Подскажите, как это преодолеть и что нужно делать?

Ответы и советы психологов
Психолог. Клинический психолог.
Здравствуйте, Андрей!
А почему Вы не можете нравиться другим людям? Вам так и говорили?
О чём Ваши страхи? В чём сомнения?
Повышайте уверенность в себе. Неуверенность в себе проявляется не только на словах, но и в манере поведения, жестах, мимике. Как только Вы сможете стать увереннее, люди начнут это чувствовать и Вас их мнение, критика уже не будут так волновать. Если Вы будете уверенны в себе, Вы сможете отстаивать свою точку зрения и при обвинении сможете отстаивать свои границы. У Вас высокие требования к себе, Вы ищите недостатки, хотя на деле, все выглядит совершенно по-другому, Вы смотрите на всю ситуации через своё восприятие, а люди могут и не догадываться что Вы в чем-то не уверенны на данный момент.
Заведите практику обращать внимание на свои достижения, пусть они будут не значительными на Ваш взгляд, но не обесценивайте их. Чтобы научиться это делать, заведите себе дневник, где Вы будете записывать все, что у Вас получилось (приблизительно 10 дел каждый день). Как только Вы смогли добиться достижения, пусть и незначительного, хвалите себя обязательно. Важно стать опорой для себя.
Вы боитесь, что Вас бросят, оставят одного, Вы боитесь раскрыться и довериться? Вы боитесь привязаться к людям и стать уязвимым?
Все люди разные, Вы хотите общения, дружбы, хотите встретить свою любовь — это нормально. Никто не заставляет Вас сразу вступать в отношения или дружить с другими людьми, попробуйте для начала пообщаться с человеком, узнавайте друг друга, гуляйте, проводите время вместе, а уже после Вы определите для себя, подходит Вам человек или нет, готовы ли Вы к отношениям, к дружбе или нет. Смотрите на поступки других людей, на то, как они ведут себя с Вами, сразу проводите личные границы, говорите, как можно с Вами поступать, что для Вас приемлемо, а что точно нет. Не умалчивайте, если Вас что-то не устраивает, т.к. проблема не решится сама собой, важно её решить, проговорить с человеком «здесь и сейчас». Если девушка захочет с Вами отношений, если человек захочет с Вами дружить, то она будет согласна общаться с Вами и узнавать Вас, как личность.
Если беспокоит именно социофобия, навязчивые мысли, то нужно очно обратиться к психиатру. Также важно подключать работу с психотерапевтом или с психологом.