спрашивает: Полина (Москва)
Добрый день! Меня зовут Полина, мне 27 лет, я замужем.
Почти всю свою взрослую жизнь я живу с постоянным чувством вины. У меня была депрессия и ОКР, одна попытка суицида (я стояла на карнизе 7 этажа, но не смогла прыгнуть) на фоне чувства вины, хотя раньше я этого не осознавала. Три года назад я принимала антидепрессант золофт (около 9 месяцев), и на фоне этого мне стало немного полегче.
У меня очень строгие родители, особенно мама. От меня всегда ждали наилучших результатов, ругали за неаккуратность, лень, неумение бороться со своими чувствами. Вот несколько маминых цитат (примерно): Если будешь плакать, тебя никто не будет любить, никто не любит грустных. Тебе нужно краситься, у тебя неровный тон, сосуды на носу, светлые брови (причём объектно я симпатичная, и у меня нет больших проблем с лицом). Ты носишь некрасивую одежду, такую даже пенсионеры не носят.
Я закончила бакалавриат и магистратуру с красными дипломами, у меня есть любимая работа, но я работаю не по ТК. Маму это не устраивает. Она хочет официальную работу, хотя на данный момент это просто невозможно. Ей не нравится мой муж, у него тоже нет официальной работы. 10 лет назад, в 17 лет я переехала в Москву одна, получила высшее образование, редкую специальность, вышла замуж. Но чего бы я не достигла - моим родителям мало. Меня чаще критикуют, чем хвалят, хотя я достигла многого в жизни. Я люблю мужа, люблю работу и родителей, но не могу справиться с чувством вины. Мне кажется, что я все делаю все не так, а голоса в голове твердят, что лучше бы меня вообще не было. Я в отчаянии, мне ничего почти не приносит радость, я всего боюсь, мне тревожно каждый день. Кажется, что если я не буду уступать людям, пытаться им угодить, они меня оставят. Мне страшно и больно, я часто плачу и истерю, и от этого чувствую себя ещё более виноватой. Подскажите, какие книги по преодолению этой травмы можно почитать? Как помочь себе самой с чувством вины? Не могу обратиться к психотерапевту. Извините, если написала сумбурно.

Ответы и советы психологов
Психолог-психоаналитик
Здравствуйте,Полина.У Вас объемный вопрос,касающийся решения множества психологических травм из детства.Это ,если сказать в общем-работа над самооценкой и идентичностью(кто я и Чего Хочу).Такая работа наиболее эффективна-психотерапевтическая,например,с психоаналитиком,от года совместной деятельности.Возможно,когда -нибудь,Вы это себе позволите.Пока поработайте тщательно,с книгой Эллис.Рационально эмоциональная терапия.Читайте и перечитывайте.Она даст Вам новый взгляд на себя,что Ваша ситуация не катастрофична, и даст стратегии выхода из этой ситуации.Частично,это должно помочь.Но,впоследствии,все же,будет важна совместная разговорная психотерапия.
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Но чего бы я не достигла - моим родителям мало. Меня чаще критикуют, чем хвалят, хотя я достигла многого в жизни
Вас не видят "отдельным человеком со своими интересами и желаниями. Судя по поведениию родителей - вы для них - "корм", "объект использования". А чувство вины и стыда - они  вам привили чтобы за эти крючки вас дёргать. Почитайте как это происходит:
Внутренний ребёнок и методы воспитания: гнев, печаль, чувство вины и прощение
Подскажите, какие книги по преодолению этой травмы можно почитать? Как помочь себе самой с чувством вины?
У  меня на сайте в разделе "книги" - первые две или три, "как  пойдёт".
Но  - разобраться самостоятельно как  правило сложно.  Я не видел чтобы у кого-то получилось, но хотя что-то можно начать менять.
К слову сказать возможно  что для вас будет полезной групповая психотерапия:
Групповая терапия в формате групп-анализа как эффективный вид психологической помощи
Берегите себя и свои нервы,не забывайте что именно вы  - самое дорогое и ценное что у вас есть!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт