спрашивает: Ирина (Москва)
В сентябре 21 года у меня сблизились отношения с моим одногруппником, вскоре он стал моим другом. Сентябрь - февраль он был максимально добр со мной, заботлив, приходил ко мне каждый день (мы живём в одном общежитие), проводили с ним очень много времени вместе. Я очень много сделала для него, начиная учёбой, заканчивая личной жизнью. В ноябре у меня появились к нему очень сильные чувства, к сожалению, они оказались не взаимны, но мы оба хотели сохранить нашу дружбу, что в целом у нас и получилось.
В декабре он уехал к себе домой на два месяца, очень часто пропадал из всех соцсетей, я безумно переживала за него, как он говорил: у меня очень отвратительный период в жизни, я не знаю что делать. И я всегда была рядом с ним, чтобы поддержать его, мы созванивались, списывались и всё было хорошо.
В феврале он возвращается, мы до середины марта проводили время также вместе, как и до его отъезда. Был период, когда он оказывал мне какие-то знаки внимания, по крайней мере мне так казалось. Но я сразу заметила, что он очень изменился в своём поведении. Он стал более открытым, социальным (хотя раньше я могла бы сказать, что этот человек является практически полностью интровертом). В марте он сближается с моей лучшей подругой, я это замечаю, реагирую не очень положительно на это, так как переживаю, что из-за этого он полностью перестанет проводить время со мной. В дальнейшем, его смена настроения и поведения происходит очень часто. Он сам говорит: я ношу маски каждый день и я не знаю, где я настоящий. Очень часто он говорит мне, что ему абсолютно всё равно на чувства других людей, и что ранняя его забота была как раз таки маской "хорошего друга" или же игрой, и говорит, что на снижение его эмпатии повлияла реакция его бывшей девушки на его попытки успокоить её (она постоянно его отталкивала и говорила ему, что он всё делает неправильно).Также прослеживается и другое поведение, он может быть максимально заботливым и переживающим. Он может быть один день максимально активным, а другой день абсолютно бездейственным. Сейчас у нас появились постоянные диалоги по поводу того, что его отношение ко мне изменилось, он уверяет меня, что это не так, но это чувство всё равно не проходит. На мои одинаковые вопросы в разные дни он отвечает по-разному, что просто как будто бы ломает мне мозг, так как я не знаю, каким его словам верить, а каким нет. Да даже в один день он мне может сказать разные вещи касательно одной ситуации. И я очень устала от вечных разговоров с ним по поводу нашего общения, но я безумно хочу с ним дружить, но иногда я действительно побаиваюсь его и не понимаю.
Он как будто имеет несколько личностей, которые проявляются тогда, когда они захотят.
Также у нас были разговоры с ним о том, что из-за нашего с ним общения, у меня произошла апатия в декабре-январе, но это вероятнее всего связано все-таки с тем, что мне не ответили на чувства взаимностью.
Он говорит, что ему интересно со мной общаться, но в то же время, это такой человек, который очень редко напишет тебе первым, просто потому, что ему достаточно комфортно наедине с собой ( и так поисходит не только со мной, но и со всеми его друзьями).
Его немного напрягает, что он чувствует какую-то обязанность быть рядом со мной всегда, и он не хочет этого чувствовать, но я в то же время его уверяю, что у него нет никаких обязанностей передо мной, и не совсем знаю, что нужно сделать, чтобы доказать ему обратное.
Я очень переживаю за этого человека, так как меня пугают частые смены его настроение, наличие разных "личностей", разные слова на одни и теже же темы, начало отсутствия эмпатии.
Можете, пожалуйста, подсказать, что с ним происходит, как помочь ему и нашим дружеским отношениям?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, не поговорив с самим человеком, не поработав с ним, ни один квалифицированный психолог не скажет Вам - что с ним (и даже если и поработает, ТО...это тайна клиента), НО, Вы можете со своей стороны дать себе возможность не пытаться спасать его -  а разобраться с самой собой, как Вы строите с ним отношения, есть ли дружба или нет (он говорит о том, что ему тяжело, так как чувствует какую-то ответственность перед Вами и ему тяжело в этой Дружбе), что между Вами и что внутри Вас самой. Отношения и Дружбу строят ДВОЕ и Вы можете увидеть себя и понять, что можете со своей стороны изменить
Психолог
Ирина, здравствуйте!
Спасибо за Ваш вопрос. Предлагаю разобраться поэтопно в этой непростой ситуации, в которой Вы оказались.
1) Ирина, что Вы получаете от этих отношений? Что Вам дает другу? Что Вы отдаете в этих отношениях? Часто ли Вы чувствуете после совместного времяпрепровождения себя подавленно? (ощущение как выжатый лимон) Какие качества изначально привлекали Вас в этом человеке? Что Вы почувствовали, когда Ваш друг стал сообщать эту информацию про маски, отсуствие эмпатии, чувств к другим людям? И что Вы почувствовали когда он сообщал о непростом периоде в своей жизни?
И если я правильно поняла из письма, в период когда у него был непростой период (после декабря уехал на 2 мес), то и у вас паралелльно было не самое радужное самочувствие (декабрь-январь апатия). Вы ему оказывали поддержку, старались быть рядом, несмотря на то, что Вам самой нужна была эту поддержка. И вопрос: он ее оказывал? Что Вы получали в своем непростом состоянии? Он вообще думал о Вас в тот момент?
2) Отношения - это всегда взаимообмен. Любые. Дружба подразумевает разделение общих интересов, готовность поддержать, услышать. Дружба - это про принятие человека. А что дружба для Вас? Что вы хотите получать от дружбы в целом (не с кокнретным человеком)? Есть ли еще Вас еще друзья? Что Вы от них получаете и что им даете? Насколько Вам проще с ними общаться? Чем отличается Ваше общения с ними и конкретным другом?
Теперь про любовные отношения. Что это для Вас? Какими должны быть идеальные отношения и что Вы от них хотите?
3) Как представитель классического психоанализа я поддерживаю предположение о том, что отношения с противоположным полом у женщин складываются во многом под влиянием отношений с отцом. Поэтому, я предложила бы разобрать Ваше общение с папой. Есть ли оно в принципе? Общаетесь или нет, если да - как часто и в каком ключе? Если нет - по какой причине и когда последний раз общались? Какие эмоции мысли про папу вызывают в принципе?
По поведению Вашего друга можно предположить нарциссическое расстройство. Это ни в коем случае не диагноз, лишь предположение (исходя из того, что Вы пишите про его самобичивание при Вас). Суть нарцисса - в заниженной самооценке, которую он поправляет за счет других людей. Как правило нарцисс выбирает конкретную жертву и тянет из нее все ресурсы, для подкрепления собственной значимости. Параллельно расщепляя личность партнера. Ищут они людей, которые достаточно эмпатийны, отзывчивы, привлекательны (или внешне, или внутренними проявлениями яркие). Этот расклад подходит в том случае, если, например в начале отношений Вы пытались с ним не особо общаться, а он сам лип как жвачка. Именно так начинается зваимодействие с нарциссом. Он очень быстро эмоционально сближается с партнером, а далее манипулирует.
НО, если в начале отношений, когда привязанности с Вашей стороны особо не было, друг и не настаивал на общении, то возможно здесь включился Спасатель внутри Вас. Вы писали, что много сделали для него. Зачем это было Вам нужно? Что вы получили? Что чувствовали в моменты оказания помощи для него?
Ирина, чтобы помочь Вашим отношениям прежде всего нужно разобраться в том, что эти отношения для Вас, зачем они Вам, почему они завязались. Вопросы выше помогут разобраться в этом и задать направление дальнейшей терапии.
Чтобы помочь отношениям важна заинтересованность обеих сторон в этом процессе. Не только Ваше стремление, но интерес Вашего друга. Он есть? Как Вы это поняли?
Опять же вопрос "как помочь ему" - это про Спасателя. А Вам? А как же Вы и Ваше чувства? Есть правило: сначала надеваем маску на себя, потом на ребенка. Т.е. сначала важно разобраться с Вашим внутренним миром, эмоциями, чувствами. Ввести в ресурсное состояние. Помогите себе, позаботьтесь о себе. А далее - исходя из того, что Вам захочется давать другому (и захочется ли), уже предоставляйте эту помощь. В противном случае это скорее причинение добра...
Ирина, надеюсь мой разбор будет Вам полезным. При Вашем желании - готова продолжить терапию.
С уважением, Психолог, Лебедева Мария