спрашивает: Олег (Москва)
Третий год живу вместе с девушкой, живем в моей квартире, обоим по 26 лет. Она симпатичная, умненькая, наверное будет хорошая жена. Проблема в том, что я ей в свое время наобещал, что мол женимся, семья будет. Наверное сам верил в это. Сейчас я все чаще думаю о том, что не уверен в своих чувствах. В другие моменты я думаю о том, что люблю только ее и жить без нее не могу. Такие вот качели. Не могу себя понять до конца, боюсь наломать дров.
Что делать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Олег, добрый день, а почему Вы думаете, что "качели"-это плохо? Мне показалось (может, я не права), что Вас смущает именно это, противоречивость чувств: моментами Вам кажется, что любите, а в другое время-не уверены.
Но, что, если Вы знаете, что это НОРМАЛЬНО, иметь все эти чувства и многие другие: одновременно, попеременно, как угодно. Что это совершенно естественно для человека, что мы так устроены и никогда не бывает так, чтобы была только одна эмоция на протяжении долгого времени. Мы же живые:)  Так что не бойтесь этого. Но ведь дело может быть и в другом:что значит для Вас "наломать дров"-нет ли тут некторого страха приняти решения, т.е совершить ошибку. И тут неплохо спросить себя: а чего я боюсь? Не жду ли я гарантий, что все будет идеально хорошо? Это происходит часть с нами, бессознательно. Но факт в том, что гарантий не существует, когда речь идет о внутреннем мире, о чувствах, отношениях. Все может быть, все может меняться. Мы живем в неопределенности, но единственная возможность действовать-это принимать решения. То есть жить свою жизнь, не боясь "наломать дров"...
Психоаналитический психотерапевт, медицинский психолог
Олег, важно взвешивать все "за" и "против" и думать о том - "что можно выстроить из тех отношений в которых вы находитесь" - и насколько это вообще вам интересно.
В конце концов - не всем надо обязательно "жениться", есть люди которым это по тем или иным причинам и не нужно, и зачем таких людей "принуждать"... Плюс - бывают ситуации когда "в принципе два неплохих человека живут вместе", но в то же время есть понимание что эти люди на самом деле друг другу не подходят.
А может быть - просто "глаз замылился" и за несколько лет вместе - "отношения вошли в привычку" и поэтому кажется что - "и не очень-то и хочется".
Я хорошо знаком с подобными ситуациями и я могу предложить вам помощь в том чтобы разобраться в себе, выбрать, выработать стратегию, линию поведения и по мере необходимости и изменяющихся обстоятельств её  корректировать. Звоните, пишите, SMS-те - договоримся с вами о консультации и поговорим обо всём более подробно.
Берегите себя и свои нервы!
Удачи вам!
Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт